Директор организации берёт денежные средства под отчёт, тратит их на ГСМ, предоставляет чеки, в которых выделен НДС на бензин, чеки отражаются в учёте. Можно ли принять к вычету НДС по таким чекам? Ндс по гсм возмещаем без проблем Бензин облагается ндс ил

За наличный расчет приобретено дизельное топливо. В кассовом чеке выделен ндс.В связи отсутствием счет- фактуры сумму налога включили в стоимость дизельного топлива. Аудиторская проверка написала замечание, что сумму налога следует отражать по ДТ 91/2(Прочие расходы, не принимаемые в состав расходов для целей налогового учета, указав на ст.270 НК РФ).Прав ли аудитор и на основании какого документа? Спасибо большое!

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Ситуация: Как при налогообложении учесть НДС, предъявленный продавцом ГСМ. Организация приобретает ГСМ за наличный расчет через подотчетное лицо

Порядок учета НДС зависит от того, как оформлены расчетные документы, выданные АЗС.

Возможны три варианта.

Вариант 1

Помимо кассового чека, АЗС выдает сотруднику счет-фактуру, выписанный на организацию. Если сотрудникдействует на основании доверенности , то АЗС обязана выдать ему счет-фактуру. Об этом сказано в письме МНС России от 10 октября 2003 г. № 03-1-08/2963/11-АЛ268 . При наличии счета-фактуры сумму НДС, выделенную в нем, можно принять к вычету (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Вариант 2

Счет-фактура отсутствует. Сотруднику выдан кассовый чек, из которого следует, что в стоимость ГСМ включен НДС.

По мнению контролирующих ведомств, в этом случае принять НДС к вычету нельзя (исключение – ГСМ, которые входят в состав командировочных расходов) (письма Минфина России от 9 марта 2010 г. № 03-07-11/51 , МНС России от 10 октября 2003 г. № 03-1-08/2963/11-АЛ268 , п. 1 ст. 172 , НК РФ). Такая позиция основана на том, что получить вычет по НДС можно только на основании счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ). При этом в отдельных случаях Налоговый кодекс РФ допускает применение вычетов по НДС на основании иных (помимо счетов-фактур) документов (в т. ч. кассовых чеков) (п. 1 ст. 172 , НК РФ). Налоговая служба считает, что в отношении розничных торговых операций этот порядок не применяется, поскольку договор розничной торговли не предусматривает продажу товаров, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности (). Поэтому при таком оформлении покупки ГСМ воспользоваться налоговым вычетом организации не удастся. Позицию контролирующих ведомств разделяют и некоторые суды (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 января 2005 г. № А66-7929/2004).

Перечень случаев, в которых сумму предъявленного НДС можно включить в состав расходов (учесть в стоимости приобретенного имущества), приведен в пункте 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Ситуация, когда нет документов, подтверждающих право на вычет, в этот перечень не входит (письмо Минфина России от 24 апреля 2007 г. № 03-07-11/126). Поэтому в налоговом учете сумму НДС, указанную в кассовом чеке (например, «стоимость ГСМ – 118 руб., в т. ч. НДС – 18 руб.»), в состав расходов не включайте. Если точная сумма налога не указана (например, «стоимость ГСМ – 118 руб., в т. ч. НДС»), ее нужно выделить расчетным путем (по ставке 18/118) и списать без уменьшения налоговой базы.

В бухучете в момент списания ГСМ возникнет постоянное налоговое обязательство (п. и ПБУ 18/02). Его нужно отразить проводкой:

Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– отражено постоянное налоговое обязательство по расходам на приобретение ГСМ, не учитываемым при налогообложении прибыли.

Если ГСМ входят в состав командировочных расходов, принять к вычету НДС можно на основании кассового чека с выделенной суммой НДС (п. 1 ст. 172 , НК РФ). Если в кассовом чеке указано «в том числе НДС», а сумма налога не выделена, то воспользоваться налоговым вычетом не удастся (п. 1 ст. 172 НК РФ). Увеличить стоимость ГСМ на сумму НДС тоже нельзя. В состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, НДС не включается (п. 1 ст. 170 НК РФ). Следовательно, для налогового учета сумму НДС нужно выделить расчетным путем (по ставке 18/118) и списать ее без уменьшения налоговой базы. В бухучете в момент списания ГСМ возникнет постоянная разница и постоянное налоговое обязательство (п. и ПБУ 18/02).

Главбух советует: принять к вычету НДС со стоимости бензина можно по кассовому чеку, без счета-фактуры. Но отстаивать такой подход придется в суде. Там помогут следующие аргументы.

Вариант 3

Счет-фактура отсутствует. Сотруднику выдан кассовый чек, в котором указана стоимость ГСМ, а НДС не упоминается. В этом случае материалы можно учесть по цене приобретения, которая равна сумме, указанной в чеке (п. 2 ст. 254 , подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

2. Ситуация: Можно ли учесть при расчете налога на прибыль сумму входного НДС, которую нельзя принять к вычету или включить в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав)

Нет, нельзя.

В пункте 1 статьи 170 Налогового кодекса РФ сказано, что входной НДС не уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль. За исключением входного налога, учтенного в стоимости приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав). В этом случае входной НДС учитывается при расчете налога на прибыль в составе стоимости товаров (работ, услуг, имущественных прав). Включить НДС в стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) можно, если выполняются требования пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см.

"Бензиновые" нормы облегчат общение с налоговой

(?) Купили на фирму две машины. Нужно ли применять какие-то нормы расхода бензина в целях налогообложения? Или можно брать расходы по факту - сколько потратил водитель на бензин, столько в расходы сразу и списывать?

Ирина Л., г. Лобня

Ответ:

Если вы сможете обосновать, что весь бензин израсходован водителем строго для деловых целей вашей фирмы, то списывайте расходы по факту. Но на деле сложно подтвердить четкий маршрут движения автомобиля. В частности, многим водителям разрешено по окончании рабочего дня уезжать на служебных автомобилях домой. Некоторые организации подключают для фиксации маршрута автомобиля современные системы контроля за перемещением автомобиля и расходом топлива.

Если подобной системы учета нет, то лучше сверять количество израсходованного топлива с какими-либо нормами. Возможны два варианта.

Вариант 1. Если вас устраивают "топливные" Рекомендации Минтранса, то на них и ориентируйтесь <1>. Для многих бухгалтеров это наименее трудозатратный вариант обосновать затраты на топливо. Плюс такого варианта еще и в том, что Рекомендации Минтранса довольно подробно проработаны: базовые нормы расхода топлива корректируются на повышающие коэффициенты, учитывающие различные факторы. Да и некоторые суды не видят в нормировании расходов на ГСМ по Рекомендациям Минтранса ничего противозаконного <2>.

В то же время нужно отметить, что Минфин не особо настаивает на применении минтрансовских норм, а лишь советует учитывать их в работе <3>. Ведь Минтранс не вправе устанавливать какие-либо правила, влияющие на исчисление налогов. К тому же Методические рекомендации Минтранса не были официально опубликованы, а в гл. 25 НК нет никаких требований о нормировании расходов на ГСМ <4>.

Вариант 2. Если вам удобнее разработать собственные нормативы расхода топлива, то списывайте ГСМ по самостоятельно утвержденным нормам.

Но какой бы вариант вы ни выбрали, без путевых листов не обойтись.

Если минтрансовской нормы нет, можно разработать свою

(?) Бензин списываем на расходы по нормам из минтрансовских Рекомендаций. Сейчас купили грузовую "газель" ГАЗ-3302. А для нее нормативов нет. Что посоветуете? Списывать по факту или самим разработать норму?

Елизавета Круглова, г. Дубна

Ответ:

С нормативом всегда удобнее: это позволит контролировать водителей и подтверждать обоснованность расходов. Вы можете ориентироваться на расход топлива, приведенный в технической документации изготовителя машины <5>. Правда, он не учитывает многих факторов - загрузку автомобиля, езду в пробках или в зимнее время.

Поэтому норму расхода, которую указал изготовитель, лучше взять лишь за основу норматива. А дальше - работаем с ней так, как это предлагает Минтранс в своих Рекомендациях. В частности, эту норму увеличиваем на повышающий коэффициент, зависящий:

От возраста автомобиля и его пробега: старше 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км - до 5%; старше 8 лет с общим пробегом более 150 тыс. км - до 10%;

От зимней эксплуатации - коэффициент может быть до 10%;

От использования кондиционера или климат-контроля - к базовой норме прибавляем до 7%;

От числа жителей населенного пункта: чем больше город - тем больше коэффициент.

Кроме того, для грузовика к базовой норме расхода прибавляется дополнительный расход - 2 л бензина на тонну груза в расчете на 100 км пробега.

Стоимость израсходованного не по назначению бензина можно удержать с водителя

(?) Наши водители, как правило, укладываются в нормы расхода топлива (мы применяем минтрансовские). Но бывают и исключения. Иногда - по объективным причинам, иногда - видно, что водитель хитрит. В первом случае - признаем превышение в бухучете как наш расход (не учитываемый при расчете налога на прибыль), во втором - удерживаем разницу из зарплаты работника. Нужно ли при удержании денег с водителя оформлять реализацию ему бензина? И что с НДС по бензину?

Светлана Якобсон, Московская обл.

Ответ:

Оформлять продажу бензина работнику не нужно. Ведь вы всего лишь получаете компенсацию. При этом взысканную стоимость топлива нельзя включить в расходы ни в бухучете, ни в налоговом учете. Также НДС, приходящийся на нее, нельзя принять к вычету. В бухучете это можно оформить такими проводками:

Топливо израсходовано
водителем на
непроизводственные цели

94 "Расчеты по
претензиям"

10 "Материалы",
субсчет 10-3
"Топливо"

Восстановлен НДС,
принятый к вычету по
топливу

94 "Расчеты по
претензиям"

Отнесена на расчеты с
водителем стоимость
топлива (с учетом НДС)

73, субсчет 73-2
"Расчеты по
возмещению
материального
ущерба"

94 "Расчеты по
претензиям"

Стоимость топлива
удержана из зарплаты
водителя

70 "Расчеты с
персоналом по
оплате труда"

73, субсчет 73-2
"Расчеты по
возмещению
материального
ущерба"

Покупка бензина за наличные - проблема с вычетом НДС

(?) Водители иногда покупают бензин за наличные деньги. Естественно, никакого счета-фактуры они не приносят. Только и приложенный к нему чек, в котором выделена сумма НДС. Можем ли мы по этому чеку принять к вычету НДС по бензину?

Инна Щеглова, г. Мурманск

Ответ:

Этот вопрос возникает у бухгалтеров довольно часто. И ответить на него однозначно нельзя. Инспекторы и Минфин считают, что вычет НДС по топливу возможен только при наличии счета-фактуры <6>. Так что если не хотите сложностей - не берите НДС к вычету. Если же есть силы поспорить, то можете входной НДС предъявить к вычету и сослаться на Высший арбитражный суд. В одном из решений он подтвердил, что чека ККТ с выделенной суммой НДС достаточно, чтобы принять этот к вычету <7>. Его позицию взяли на вооружение и федеральные арбитражные суды <8>.

<2> Постановление 4 ААС от 05.04.2011 N А19-14025/10

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 7, 1999

Региональный выпуск", N 6, 1999) Налогообложение операций по продаже бензина в розничной торговле

Пример. Организация "Б" приобрела 2 т бензина с октановым числом АИ-92 у организации "А" за 4640 руб. (по цене 2320 руб. за тонну) для продажи через АЗС - розничная торговля. В учете будет сделана запись:

отражено приобретение товара - Д-т 41, К-т 60 - 4640 руб.

В организации розничной торговли НДС, уплаченный при приобретении товара, не выделяется. Однако сумма НДС, включенная в покупную стоимость товара, будет отражена в книге покупок. Контроль за уплаченным поставщику НДС необходим также для правильного расчета налога на имущество, поскольку предприятия розничной торговли учитывают в расчетах налога на имущество стоимость товаров без НДС (сноска 3 в Приложении 2 к Инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 (ред. от 02.04.1998) "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий").

Учет на счете 41 может вестись как в тоннах (при способе оценки в учетной политике товаров по покупным ценам), так и в литрах (при способе оценки товара по продажным ценам). Как правило, организации розничной торговли, реализующие бензин, учитывают приобретенный товар по продажным ценам. Такое ведение учета предполагает использование счета 42 "Торговая наценка". При этом возникает необходимость пересчитать товар, приобретаемый в тоннах, в отпускаемый в литрах. В товаросопроводительных документах, как правило, бывает указана плотность приобретенного топлива в соответствии с ГОСТом либо ТУ организации - производителя. При плотности 0,826 г/куб. см в 1 т содержится 1211 л бензина.

При торговле бензином возникают непланируемые потери либо доходы в зависимости от температуры окружающей среды, при которой отпускается товар. При понижении температуры плотность бензина возрастает, следовательно, возможны потери. При повышении температуры плотность бензина уменьшается, значит, количество отпущенного бензина в литрах превысит его первоначальное количество в литрах, что приведет к дополнительным доходам. Чтобы нивелировать влияние температурного фактора, рекомендуется применять повышающие либо понижающие коэффициенты к показателю плотности бензина в зависимости от конкретных погодных условий при пересчете его количества из тонн в литры. Современные топливно - раздаточные комплексы имеют оборудование, позволяющее получить фактические данные по всем физическим показателям имеющегося в емкостях и отпускаемого топлива, что обеспечивает более высокую точность учета по сравнению с применением расчетных коэффициентов.

В нашем примере организацией "Б" было приобретено 2 т, или 2422 л, бензина. Таким образом, покупная цена 1 л бензина составила 1,91 руб. (4640 руб. : 2422 л). Предположим, отпускная цена - 2,62 руб. за литр. Следовательно, необходимо отразить торговую наценку: (2,62 - 1,91) х 2422 л = 1720 руб.

Д-т 41, К-т 42 - 1720 руб.

Для упрощения расчетов будем исходить из допущения, что весь товар реализован за один отчетный период, т.е. отсутствуют переходящие остатки товара. При реализации всей закупленной партии будут сделаны такие сводные бухгалтерские записи (на практике бухгалтеры АЗС должны показывать реализацию товара ежедневно на основании данных товарного и кассового отчетов):

Д-т 50, К-т 46 - 2,62 руб. х 2422 л = 6346 руб. - отражена реализация бензина;

Д-т 46, К-т 41 - 6346 руб. - списана стоимость реализованного товара в отпускных ценах;

Д-т 46, К-т 42 - 1720 руб. - сторнировочная запись на сумму торговой наценки, относящейся к реализованному товару.

НДС и налог на реализацию ГСМ (НГСМ)

Для организаций розничной торговли предусмотрен особый порядок уплаты НДС. Объект налогообложения для них - "сумма разницы между ценами реализации товаров и ценами, по которым они оплачиваются поставщикам, включая сумму налога" (пп."а" п.41 разд.XIII Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 (ред. от 07.08.1998) "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"). Применительно к организациям, ведущим учет в отпускных ценах, эта разница равна сумме реализованной торговой наценки. В нашем примере облагаемый НДС оборот составляет 1720 руб.

Объект обложения НГСМ определяется для организаций розничной торговли тем же способом, что и для организаций оптовой торговли. Облагаемый НГСМ оборот составит также 1720 руб. или реализованную торговую наценку.

В розничной торговле ситуация с исключением из облагаемого НДС оборота суммы НГСМ неоднозначная. Для розничной торговли в примере, приведенном в Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39, приведены расчетные ставки НДС 13,79% и НГСМ 17,24%. Используя данные ставки, определим сумму налогов, подлежащую оплате в бюджет:

НДС - 1720 руб. х 13,79% = 237 руб.

начислен налог - Д-т 46, К-т 68 - 237 руб.

НГСМ - 1720 руб. х 17,24% = 297 руб.

начислен налог - Д-т 46, К-т 67 - 297 руб.

Для соблюдения установленного порядка ведения счетов - фактур в организациях розничной торговли должен выдаваться чек ККМ, содержащий необходимые реквизиты (п.9 Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1996 N 914 (ред. от 02.02.1998). Ленты контрольно - кассовых машин подлежат регистрации в книге продаж (п.11 Порядка).

Налог на пользователей автодорог и налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы

Объектом обложения указанными налогами для розничной торговли является сумма реализованных торговых наценок без начисленных НДС и НГСМ.

В нашем примере облагаемым оборотом будет 1186 руб. (1720 - 237 - 297).

Налог на пользователей автомобильных дорог рассчитывается по ставке 2,5% и включается в сумму издержек обращения (1186 руб. х 2,5% = 30 руб.).

Д-т 44, К-т 67 - налог на пользователей автодорог - 30 руб.

1186 руб. х 1,5% = 18 руб.

Д-т 80, К-т 68 - налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы - 18 руб.

Налог с продаж

Объект обложения налогом с продаж - стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, в том числе стоимость подакцизных товаров. Поскольку бензин является подакцизным товаром, то его реализация будет облагаться налогом с продаж. Специфика данного налога в том, что облагаемый оборот определяется в зависимости от способа денежных расчетов за товар. Безналичные расчеты не порождают объекта налогообложения, а любая реализация за наличный расчет приводит к необходимости уплачивать этот налог. Иными словами, если оптовая организация получает оплату от покупателя наличными (независимо от того, физическое это лицо или юридическое), то она становится плательщиком налога с продаж. Если организация розничной торговли получает оплату путем безналичного перечисления денежных средств на ее банковский счет, то данные обороты не облагаются налогом с продаж.

В проекте специальной части Налогового кодекса (часть вторая) объект обложения налогом с продаж определен по-иному: это стоимость товаров (с НДС), реализуемых населению. В случае принятия такой редакции Налогового кодекса существенным станет вопрос о том, кому реализован товар (обороты с физическими лицами облагаются налогом, а с юридическими - не облагаются), а не в какой форме получена за него оплата (как установлено действующим в настоящее время законодательством (см. Закон Российской Федерации от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ст.20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Максимальная ставка налога с продаж установлена в размере 5%. Как будет отражаться начисление этого налога в бухгалтерском учете - аналогично НДС, т.е. Д-т 46, К-т 68 или Д-т 50, К-т 68, - пока неясно.

Налогообложение операций по продаже бензина при торгово - посреднических операциях

В законодательстве предусмотрены три вида договорных отношений, на основании которых может осуществляться торгово - посредническая деятельность:

  1. договор поручения, в котором собственник товара (доверитель) поручает посреднику (поверенному) найти покупателя, заключить договор купли - продажи, организовать поставку и т.д. (гл.49 ГК РФ);
  2. договор комиссии, по которому посредник (комиссионер) обязуется совершить сделку по реализации товара, принадлежащего комитенту (гл.51 ГК РФ);
  3. агентский договор, по которому посредник (агент) обязуется по поручению собственника товара (принципала) совершать определенные действия, связанные с реализацией товара (гл.52 ГК РФ).

Контрагенты выбирают вид и условия договора в зависимости от конкретных обстоятельств.

Используя данные из нашего примера, рассмотрим вопрос реализации 2 т бензина с участием посреднической организации. Предположим, что организация "А" (оптовая компания) заключила договор с организацией "С" (посредником), которая обязуется реализовать товар. Организация "С" продает товар розничной организации "Б".

Организация "С" принимает и отгружает бензин, а также получает оплату за реализованный товар.

НДС и налог на реализацию ГСМ

Собственник товара передает бензин посреднику. В течение 10 дней со времени отгрузки товара он должен выставить счет - фактуру. Стоимость товара, указанная в счете - фактуре, должна соответствовать той денежной сумме, которую собственник товара рассчитывает получить с посредника, т.е. его предполагаемому доходу от продажи передаваемого товара. Выписанные счета - фактуры регистрируются в книге продаж в хронологическом порядке. За каждый отчетный период (месяц, квартал) в книге продаж подводятся итоги, которые используются при составлении расчета (декларации) по налогу на добавленную стоимость (п.11 Порядка ведения журналов учета счетов - фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1996 N 914 (ред. от 02.02.1998).

При передаче товара посреднику у комитента или доверителя, передающего товар посреднику, возникает оборот, облагаемый НДС, поскольку для него сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, исчисляется в виде разницы между суммами налога по товарам, передаваемым комиссионеру или поверенному, и суммами налога, уплаченными поставщикам товаров (пп."а" п.19 разд.IX Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 (ред. от 07.08.1998) "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость").

Установленный нормативными документами порядок действий вызывает несколько вопросов.

Первое. Методика ведения бухгалтерского учета при передаче товаров для реализации на комиссионных и иных подобных началах предполагает отражение их на счете 45 по фактической себестоимости (разд.IV Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятий (утв. Приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56) (ред. от 17.02.1997). В учете у комитента реализация не отражается до получения отчета от посредника либо фактического получения средств от него. Не предусмотрено начисление сумм НДС без отражения оборотов, облагаемых им. Возникает ситуация, когда в документах, служащих для налогового учета - в выставленных счетах - фактурах и книге продаж, отражается обязанность по уплате НДС, а в бухгалтерском учете эти суммы до определенного момента никак не фиксируются. Следовательно, не исключено, что на конец отчетного периода счет - фактура может быть выставлен, а товар еще не реализован. В таком случае у организации в бухгалтерском учете НДС начислен не будет, а по книге продаж он должен быть отражен. Эту ситуацию правоприменительные органы могут истолковать как сокрытие оборотов, облагаемых НДС, и применить санкции за нарушение налогового законодательства.

Второе. В выставляемом посреднику счете - фактуре организация - собственник должна указать такую стоимость, которую она рассчитывает получить от реализации этого товара. Между тем возможен такой вариант, что сумма выручки, которую владелец товара рассчитывает получить, не может быть определена в момент передачи товара посреднику. Например , договором между владельцем и посредником предусмотрено, что посредник продает товар по максимально возможной цене, а его вознаграждение составляет определенный процент от продажной стоимости. Возможность корректировки счетов - фактур не предусмотрена в нормативных документах. Сторонам в таких ситуациях остается только заменить первоначальный счет - фактуру на новый с уточненными суммами.

На практике бухгалтеры стараются не допускать таких ситуаций, выставляя счета - фактуры в тот момент, когда у них имеются необходимые первичные документы для отражения облагаемых НДС оборотов в бухгалтерском учете.

У организации "А" передача товара отражается в учете следующим образом:

Д-т 45, К-т 41 - 3104 руб. При этом счет - фактура отражает стоимость товара, которую поставщик рассчитывает получить от реализации товара, т.е. 4640 руб., включая НДС - 640 руб.

У организации "С" прием товара отражается на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию": Д-т 004 - 4000 руб. + НДС - 640 руб.

Полученный от организации "А" счет - фактуру организация "С" хранит в журнале учета полученных счетов - фактур, но в книгу покупок не записывает.

Организация "С" заключает договор купли - продажи бензина с организацией "Б". Общая стоимость реализуемого товара составляет 4872 руб. Рассмотрим, какие налоги заплатит посредник при осуществлении этой сделки.

Посреднические организации не являются плательщиками НГСМ. Инструкцией Госналогслужбы России N 30 предусмотрено, что при реализации горюче - смазочных материалов в рамках договора комиссии, поручения, агентского договора налог на реализацию горюче - смазочных материалов уплачивают комитент, доверитель, принципал от суммы разницы между всей фактической суммой реализации горюче - смазочных материалов (без налога на добавленную стоимость) и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость) в случае перепродажи комитентом, доверителем, принципалом горюче - смазочных материалов (абз.4 (введен Изменениями и дополнениями Госналогслужбы России N 6 от 27.03.1997) п.3 разд.I Инструкции Госналогслужбы России от 15.05.1995 N 30 (ред. от 31.03.1998) "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды"). Следовательно, посредническая организация не имеет никаких оснований рассчитывать НДС по ставке 13,79%. В расчетных документах за реализуемые товары (работы, услуги) у таких организаций отдельной строкой указывается продажная цена и сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по соответствующим ставкам от этой цены в размере 20% (абз.6 п.19 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 (ред. от 07.08.1998) "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость"). Сумма НДС, подлежащая взносу в бюджет, у посреднической организации определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей товаров, и суммами налога, указанными комитентом или доверителем при передаче этих товаров комиссионеру или поверенному. Следует обратить внимание на выделенный текст Инструкции. Посредник уменьшает платежи в бюджет по НДС не на ту часть этого налога, которая содержится в перечисляемых собственнику денежных средствах, а на ту сумму НДС, что указана собственником в счете - фактуре. Здесь еще раз подтверждается общее правило - нет счета - фактуры, нет и права на возмещение НДС.

Таким образом, посредническая организация должна облагать полученные от покупателей средства НДС по ставке 20%, а в возмещение она может взять НДС, исчисленный по ставке 13,79%.

N 10, 1999)

А.Ю.Ежова

Аудиторская фирма "ФИРИТ"

Унифицированные образцы путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. При этом они не являются обязательными к применению.

Если унифицированные образцы путевых листов по каким-либо причинам не подходят (например, часть реквизитов не используется или нет необходимых показателей), можно самостоятельно разработать бланки путевых листов. Применение путевых листов зафиксируйте в учетной политике (п. 4 ПБУ 1/2008).

Форму путевого листа решили разработать самостоятельно? Тогда проверьте, чтобы в ней были все обязательные реквизиты, предусмотренные разделом II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152. В частности, это номер путевого листа в хронологическом порядке, данные о сроке его действия, сведения о водителе, данные о транспортном средстве и другие. Можно предусмотреть и дополнительные реквизиты, учитывающие особенности деятельности организации.

Плюс ко всему такой бланк должен отвечать и остальным требованиям законодательства, предъявляемым к первичным документам (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Путевой лист оформляйте в одном экземпляре на каждое транспортное средство. А тип машины надо сразу обозначить в наименовании путевого листа. Например: путевой лист легкового автомобиля или путевой лист автобуса. Заполнять же бланк должен уполномоченный сотрудник организации (например, диспетчер или секретарь автохозяйства, если такие есть). Все путевые листы должны быть пронумерованы и заверены печатью (штампом).

При выезде автомобиля и после его возвращения в гараж путевой лист должен заверить механик или сотрудник, отвечающий за эксплуатацию автотранспорта, своей подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.

Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом. Кроме того, по результатам предрейсового осмотра в путевом листе медработник должен сделать запись: «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». А по результатам послерейсового осмотра - запись: «Прошел послерейсовый медицинский осмотр». Это предусмотрено пунктами 16 и 17 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Совет : Если нет возможности держать в штате врача, то можно заключить с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя. Так удастся избежать споров с проверяющими.

На практике мало кто выполняет требование о том, что отметку в путевом листе должен поставить именно медработник, проводивший осмотр. Зачастую, если штатного врача в компании нет, это делает не медицинский работник (как это должно быть по правилам), а кто-то из своих, к примеру, начальник транспортного отдела. В этом случае организация допускает нарушение.

Дело в том, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры должны проводить:

Медицинские работники, которые имеют высшее и (или) среднее специальное образование (в т. ч. сотрудники, состоящие в штате организации);

Или медицинские или иные организации, осуществляющие медицинскую деятельность при наличии соответствующей лицензии.

При этом обязанность организовывать проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых осмотров возлагается на организацию.

Это предусмотрено пунктами 8 и 9 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России от 15 декабря 2014 г. № 835н.

Исходя из этого проведение предрейсовых (послерейсовых) осмотров иными лицами является нарушением, за которое организацию могут оштрафовать.

Внимание: если к вам с проверкой придут из Росздравнадзора и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию могут обвинить в нарушении порядка медосмотра водителя (ст. 11.32 КоАП РФ).

А за этим последует административный штраф:

  • на должностное лицо (например, на руководителя) - от 2000 до 3000 руб.;
  • на организацию или предпринимателя - от 30 000 до 50 000 руб.

Поэтому все же безопаснее хотя бы заключить договор с медработником.

Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:

  • руководителя - на 5000 руб.;
  • организацию или предпринимателя - на 30 000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Путевой лист оформляйте на каждый день или иной срок не более одного месяца. Если транспортное средство используют посменно несколько водителей, то можно на одну машину оформить сразу нескольких путевых листов - для каждого водителя.

Такой порядок заполнения путевых листов предусмотрен разделом III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152.

Совет : Оформляя путевые листы, заполняйте все обязательные реквизиты аккуратно и без ошибок. При проверке допущенные неточности могут стать для инспекторов основанием исключить путевые листы из состава документов, подтверждающих расходы. В этом случае обоснованность затрат придется доказывать в суде.

Арбитражная практика, сложившаяся при рассмотрении подобных споров, неоднородна. Некоторые суды указывают: несоответствия в путевых листах не опровергают того, что у организации были расходы, связанные с предпринимательской деятельностью (см., например, определение ВАС РФ от 15 декабря 2008 г. № ВАС-16222/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 26 ноября 2009 г. № А32-24509/2007, от 27 августа 2008 г. № Ф08-5063/2008).

В то же время многие суды подтверждают: расходы на ГСМ не уменьшают базу по налогу на прибыль, если в путевых листах нет информации о маршруте, пробеге, показаниях спидометра, если путевые листы подписаны неуполномоченными лицами, отсутствуют расшифровки подписей и т. п. (см., например, определение ВАС РФ от 30 августа 2013 г. № ВАС-11880/13, постановления ФАС Уральского округа от 5 марта 2009 г. № Ф09-946/09-С5, Западно-Сибирского округа от 20 ноября 2009 г. № А46-11958/2009).

Если заполнить какой-либо из реквизитов путевого листа невозможно, то причину этого необходимо задокументировать и указать в соответствующем поле. В частности, такая ситуация может возникнуть, если из-за неисправности спидометра в путевом листе невозможно заполнить поле «Показания спидометра». В этом случае факт поломки отразите в соответствующем документе (например, можно составить акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства). Факт выхода оборудования из строя и реквизиты такого документа (например, акта) укажите в поле «Показания спидометра». Кроме того, к путевому листу необходимо приложить документ, подтверждающий расстояние, которое было преодолено автомобилем с неисправным спидометром. Он должен содержать все необходимые реквизиты, предусмотренные для первичных документов (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Подтвердить пробег можно, например, бухгалтерской справкой. В ней отразите пройденное автомобилем расстояние (его можно определить в результате измерений). Такой порядок действий рекомендован в письме ФНС России от 16 июля 2010 г. № ШС-37-3/6848.

Внимание: использование сотрудником служебного транспорта без путевых листов или других подтверждающих документов может быть расценено как использование автомобиля в личных целях. А раз так, то инспекторы могут потребовать начислить НДФЛ с дохода, полученного в натуральной форме. Например, исходя из стоимости аренды машины за период пользования. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 июня 2014 г. № 03-04-05/28243.

Чтобы контролировать, кому из водителей и когда выдали путевые листы, и вовремя ли их сдали в бухгалтерию, делайте записи в журнале учета движения путевых листов (п. 17 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152). Постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 предусмотрена типовая форма этого документа (форма № 8).

Оформленные путевые листы нужно хранить в течение пяти лет (п. 18 раздела III приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152).

Ситуация: как внести исправления в журнал учета путевых листов?

Если в журнале учета путевых листов допущена ошибка, внесите в него исправления по общим правилам:

  • неправильную надпись зачеркните одной чертой, при этом исправленная запись должна быть читаемой;
  • рядом сделайте отметку «Исправлено» и укажите правильную надпись;
  • укажите дату внесения корректировки;
  • сотрудник, ответственный за ведение журнала, должен заверить исправление своей подписью.

Такие правила установлены пунктом 7 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, разделом 4 Положения, утвержденного Минфином СССР 29 июля 1983 г. № 105.

Пример заполнения путевого листа специального автомобиля

А.С. Кондратьев работает водителем в ООО «Производственная фирма "Мастер"». Организация использует в своей деятельности специальные автомобили, в том числе мусоровозы.

28 августа Кондратьев выполнял заказ по вывозу мусора. При этом был оформлен путевой лист специального автомобиля .

Ситуация: как в путевом листе описать маршрут следования автомобиля ?

В путевом листе укажите конкретный пункт назначения. Например так: «Место отправления - г. Москва, ул. Новодмитровская, д. 34; место назначения - г. Владимир, ул. Стартовая, д. 8». Недопустимы записи типа «поездки по городу». Если организация эксплуатирует автомобиль в пределах одного населенного пункта, в путевом листе надо записать каждый адрес, где побывал водитель. Кроме того, нужно указывать время выезда, прибытия и километраж на протяжении всего маршрута следования. Если эти графы будут заполнены некорректно, то расходы на ГСМ по данному путевому листу инспекторы могут признать необоснованными. Дело в том, что отсутствие в путевом листе информации о конкретном месте и времени следования не позволяет судить о факте использования автомобиля в служебных целях. Об этом сказано в письмах Минфина России от 20 февраля 2006 г. № 03-03-04/1/129, УФНС России по г. Москве от 13 ноября 2006 г. № 20-12/100253, от 19 июня 2006 г. № 20-12/54213.

Совет : расходы на бензин можно признать даже в том случае, если в путевом листе не обозначен конкретный маршрут следования автомобиля. Но, применяя такой подход, будьте готовы к спорам с проверяющими.

Аргументы в споре помогут следующие. Чтобы отнести стоимость ГСМ на расходы, нужны правильно оформленные первичные документы, подтверждающие производственные цели эксплуатации автомобиля (п. 1 ст. 252 НК РФ, ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Организации (кроме автотранспортных) могут использовать для этих целей бланки путевых листов, разработанные самостоятельно. Главное, чтобы в них были все обязательные реквизиты, приведенные в разделе II приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, а также те, что должны быть в любой первичке (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Однако путь следования автомобиля, а также адрес в маршруте не названы среди обязательных реквизитов. Поэтому признать стоимости ГСМ в расходах можно, даже если не вписать такие данные в путевой лист. Но не исключено, что такую позицию придется отстаивать в суде. А заранее предугадать, на чью сторону встанут судьи, сложно.

Так, есть примеры из арбитражной практики, когда судьи поддержали организацию (см., например, постановления ФАС Московского округа от 18 сентября 2013 г. № А40-19421/13-99-60, от 26 августа 2010 г. № КА-А41/9668-10, от 20 июля 2010 г. № КА-А40/7436-10, Северо-Западного округа от 18 ноября 2009 г. № А44-1106/2009, от 6 июля 2009 г. № А56-50333/2008, Уральского округа от 12 октября 2010 г. № Ф09-8425/10-С3).

Вместе с тем, есть и решения в пользу налоговых инспекторов (см., например, определение ВАС РФ от 30 августа 2013 г. № ВАС-11880/13, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 4 мая 2012 г. по делу № А27-10606/2011, Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2010 г. № А33-10451/2009, от 21 октября 2009 г. № А33-13602/08).

Ситуация: как часто нужно оформлять путевой лист автомобиля ?

Такая периодичность зависит от того, является организация автотранспортным предприятием или нет.

Если речь идет об автотранспортном предприятии, то путевые листы оформляйте ежедневно. Поскольку в этом случае такие документы действительны в течение одного дня (смены). На более длительный срок путевые листы выписывают только при командировках. Тогда водитель самостоятельно записывает подробный маршрут с указанием соответствующих дат. Это следует из раздела 2 указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.

Организации же, которые не относятся к автотранспортным, оформляют путевые листы с той периодичностью, которая позволяет обосновать расходы на ГСМ. Но как минимум один раз в месяц (п. 10 приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152, письмо Минфина России от 30 ноября 2012 г. № 03-03-07/51).

Данные приборов учета

Расходы на ГСМ можно подтвердить не только путевыми листами, но и любыми другими документами, позволяющими достоверно определить пройденный путь. Например, документами, заполненными на основе данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС или иных систем. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 16 июня 2011 г. № 03-03-06/1/354.

Бухучет: списание ГСМ

По данным путевого листа (других документов) рассчитайте количество топлива, которое списывается на затраты. Для этого воспользуйтесь формулой:

- списана стоимость израсходованного топлива (на основании путевого листа).

Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счета 10, 20, 23, 26, 44).

Сайт журнала «РНК »

Электронный журнал «РНК »

Вычет НДС с расходов на ГСМ по кассовому чеку

Одним из обязательных условий для применения вычета по НДС является наличие надлежаще оформленного счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ). Как правило, при покупке топлива на автозаправке водитель получает не счет-фактуру, а кассовый чек Можно ли заявить к вычету НДС с расходов на ГСМ на основании такого чека?

Кроме того, компания представила в материалы дела кассовые чеки автозаправочных станций с выделенной суммой налога, а также документы, подтверждающие оприходование ГСМ и их использование в дальнейшем производственном процессе. Впоследствии ФАС Северо-Западного округа оставил постановление апелляционной инстанции в силе (постановление от 14.11.07 № А56-33572/2006).

Есть и другие судебные решения, подтверждающие право заявить вычет НДС при отсутствии счета-фактуры, — у компании есть чек ККТ, в котором сумма предъявленного продавцом налога выделена отдельной строкой (постановления Президиума ВАС РФ от 13.05.08 № 17718/07, ФАС Северо-Западного от 03.09.13 № А56-4764/2013, Московского от 23.08.11 № КА-А41/7671-11, Западно-Сибирского от 20.07.09 № Ф04-4134/2009(10406-А67-42) и Восточно-Сибирского от 31.07.08 № А78-6177/07-С3-22/56-Ф02-3423/08 округов).

Вычет НДС при покупке топливных талонов и карт

С одной стороны, заявлять вычет по НДС со стоимости топлива, приобретенного по топливным картам и талонам, безопаснее в налоговом плане. Дело в том, что при покупке такой карты или талона компания получает от топливной компании счет-фактуру.

С другой стороны, не совсем ясно, в какой момент у компании возникает право на вычет. Ведь организация сначала приобретает топливную карту, а позднее заправляет автомобиль, то есть оплата топлива, выставление соответствующего счета-фактуры и фактическое получение ГСМ вместе с подтверждающими документами (квитанциями) могут приходиться на разные даты (или даже отчетные периоды).

НДС с суммы затрат на изготовление топливной карты или талона компания принимает к вычету сразу, как только получит счет-фактуру и оприходует в учете саму карту (талон) (п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ). Порядок вычета по НДС с расходов на ГСМ зависит от условий договора.

Право собственности на топливо переходит после оплаты топливной карты

Разновидностью этой ситуации является внесение депозитных средств на баланс топливной карты. В этом случае покупатель, по сути, перечисляет предоплату за ГСМ и продавец оформляет авансовый счет-фактуру. На основании такого счета-фактуры компания заявляет НДС к вычету (п. 12 ст. 171 НК РФ).

Налоговый кодекс предусматривает право компании принять предъявленный ей НДС к вычету, но не обязывает ее это делать. Поэтому организация может заявить к вычету НДС не со всей перечисленной предоплаты, а частично (письмо Минфина России от 22.11.11 № 03-07-11/321).

Впоследствии, когда организация фактически получит оплаченное топливо, она восстановит «авансовый» НДС (подп. 3 п. 3 ст. 170 НК РФ) и примет к вычету налог с расходов на ГСМ.

Если же при покупке топливной карты компания не воспользовалась своим правом на вычет НДС при перечислении аванса, восстанавливать налог не нужно (письмо от 20.08.09 № 3-1-11/651).

Напомним, что в договор целесообразно внести условие о перечислении аванса. В этом случае риск отказа в вычете НДС с предоплаты будет минимальным. В частности, Минфин России в письме от 06.03.09 № 03-07-15/39 «О применении налоговых вычетов по авансовым платежам» отметил, что если в договоре условие о предварительной оплате не предусмотрено, то НДС по перечисленному авансу к вычету не принимается.

Право собственности на топливо переходит после заправки ГСМ в бак автомобиля

Это возможно, если договор на продажу топливной карты содержит условие о постоплате — в течение определенного периода времени компания заправляет автомобиль на АЗС, а затем по окончании этого периода оплачивает все приобретенное топливо.

В такой ситуации компания заявит НДС к вычету после получения на АЗС квитанции или чека о фактическом объеме отпущенного топлива. При этом оплата ГСМ не важна — ведь НК РФ не содержит условия о том, что товары, работы или услуги, со стоимости которых компания заявляет вычет, должны быть фактически оплачены.