Как определить ресурсообеспеченность стран нефтью. Практическая работа «Оценка ресурсообеспеченности стран мира» методическая разработка по географии (10 класс) на тему

Практическая работа № 2 .

Ход работы:

Вариант 1 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Германия

Бразилия

Австралия

1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча;

2. выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;

3. сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.


Практическая работа № 2.

Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

Вариант 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Население

(млн. человек)

Ресурсообеспеченность

(тонн на душу населения)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Германия

Саудовская Аравия

Бразилия

Австралия

1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Н, где

Р – ресурсообеспеченность в годах, З – запасы, Н – численность населения страны.

2. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Дополнительный материал

Классификация природных ресурсов мира

Природные ресурсы - природные компоненты, которые используются или могут быть использованы в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

XX век характеризуется небывалым ростом народонаселения и мирового общественного производства. Бурное развитие в последние годы НТП привело к особенно резкому усилению антропогенного воздействия на природную среду. Масштаб воздействия человека на природную среду стал планетарным. Он влияет на все компоненты природы: рельеф, климат, воды, почвы, органический мир и т. д.

Потребности человека в сырье возрастают. Рациональное использование всех природных ресурсов - актуальная задача человечества.

Все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы - ресурсы недр и экосистемы, которые в процессе производства исчерпываюся. Они делятся на возобновимые и невозобновимые.

Ресурсы возобновимые - способны к восстановлению (лесные, растительные, животные, земельные, водные и т. д.), т. е. они могут восстановиться самой природой, однако их природное восстановление (плодородие почв, древесной и травянистой массы, количество животных и т, д.) часто не совпадает с темпами использования. Расход возобновимых ресурсов начинает превышать размеры их природного восстановления. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо:

1. Изменить технологию переработки исчерпаемых ресурсов.

2. Ресурсы углеводородного сырья повысить за счет производства синтетического жидкого топлива.


2. Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают больши­ми запасами и многими видами минерального сырья. Однако в большинстве стран мира запасы и набор полез­ных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские стра­ны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами толь­ко медных и полиметаллических руд, страны Ближнего


3. Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) - не­фти и газа, Северной Африки (Марокко, Тунис) – фосфо­ритов, Пакистан и Бангладеш - поваренной соли, Боли­вия и Малайзия – олова. Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запа­сах, по отдельным видам минерального сырья (марга­нец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта. Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном вы­ражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС – 70-80%, Япония – 90-95%.

4. Крупнейший поставщик топлива и минерального сы­рья для стран западного мира - развивающиеся стра­ны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сы­рьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топ­лива и сырья эти страны экспортируют. Исключение – новые индустриальные страны, являющиеся в развива­ющемся мире крупным потребителем топлива и мине­рального сырья (нефть, природный газ, черные и цвет­ные металлы и др.).

5. Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего, со­средоточивая примерно 40% минеральных ресурсов пла­неты. Среди экономически развитых стран очень круп­ными запасами топлива и минерального сырья облада­ют США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые стра­ны активно используют не только собственные ресур­сы, но и природно-ресурсный потенциал других стран - развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Все­го эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов. Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурса­ми. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточи­вает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топ­лива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие по­требности экономики страны, но и позволяет значитель­ную их часть экспортировать. Ее общие запасы разве­данного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн долл., а прогнозные - в 140 трлн долл.

6. В структуре минерально-сырьевой базы России пре­обладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% – на черные, цветные и редкие металла, 1% - на алмазы и благород­ные металлы (золото, серебро, платина).

7. Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленно­сти (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, цир­кониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфори­тов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются по­ставками из стран СНГ.

Практические работы по географии для учащихся 10-11 классов

Кощина Елена Анатольевна

МОУ «Погореловская СОШ»

Пояснительная записка.

Практическая работа учащихся на уроках географии - один из важнейших элементов приобретения знаний, умений, навыков. Она во многом зависит от мастерства учителя: найти главное, выделить его, дать анализ –составные части самостоятельной работы старшеклассников.

Настоящее методическое пособие состоит из 12 практических работ по курсу «Экономическая и социальная география мира» под редакцией В.П. Максаковского для 10-11 классов. Каждая работа рассчитана на 1 урок.

В условиях модернизации образования встает сложная проблема содержания образования по каждому учебному предмету. Не обошла эта проблема и географию. Каждый творческий учитель решает ее по -своему.

Основываясь на дидактические принципы развития личностно- ориентированного обучения, представленный курс практических работ для 10-11 классов. подразумевает не только передачу ученикам определенной системы знаний и умений, но и приобретение ими навыков самостоятельной добычи информации.

Целью данного методического пособия является:


  • усиление практической направленности уроков школьной географии в старшей школе

  • развитие у учащихся навыка самостоятельной работы с различными источниками знаний.
При разработке пособия учтен собственный педагогический опыт. Апробация практических работ прошла в 2006-07 учебном году и дала положительные результаты в оценке качества знаний учащихся 10-11 классов.

Ценным считаю то, что на этих уроках ученики с большим удовольствием занимались практической исследовательской деятельностью, учились делать самостоятельно выводы, постигая такую многогранную и увлекательную науку как география.

Практическая работа № 1.

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира (ТЭК).


№ п\п

Страна

Нефть, млрд. т

Газ, трлн. м3

Уголь, млрд. т

Р

З

Д

Р

З

Д

Р

З

Д

1

Россия

6,7

0,3

4,8

0,5

202

0,1

2

США

3,8

0,3

4,5

0,5

445

0,9

3

Канада

1,5

0,1

2,2

0,1

15

0,03

4

Китай

4,0

4,0

1,6

0,3

296

1

* Примечание.

З- запасы; Д- добыча; Р- ресурсообеспеченность.

2. Сделать вывод о ресурсообеспеченности и развитии экономики страны.
Практическая работа №2.

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.


  1. Экономико-географическое положение страны.

  2. На основании данных атласа дай оценку минеральным ресурсам страны.

  3. На основании данных атласа дай оценку водным ресурсам страны.

  4. На основании данных атласа дай оценку лесным и земельным ресурсам страны.

  5. Сделай общий вывод о ресурсообеспеченности страны.
* Примечание.

1 вариант-США

2 вариант- Россия

3 вариант-Китай

Практическая работа № 3.

Тема: Характеристика политико- географического положения страны.



  1. Оценка ресурсной базы экономики страны:

    • Минеральные ресурсы

    • Лесные ресурсы

    • Водные ресурсы

    • Земельные ресурсы.

  2. Дай характеристику отраслей специализации страны.

  3. Сделай анализ политической ситуации в данной стране.

  4. * На контурную карту нанеси « горячие точки» планеты (опережающее домашнее задание).

Практическая работа №4.

Тема: Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй и основные формы административно –территориального устройства».

На основании материала учебника и данных атласа заполни следующую таблицу:

Практическая работа №5.

Тема:Объяснение процессов воспроизводства населения в странах мира.


  1. Экономико- географическое положение страны.

  2. Охарактеризовать процессы воспроизводства населения в данных странах.

  3. Объяснить причины различий и сходств в процессах воспроизводствах.

  4. Сделать вывод о связи воспроизводства населения с экономическим развитием этих стран.
* Примечание.

1 вариант- Россия и Китай

2 вариант-Италия и Корея

3 вариант-Швеция и Малайзия

4 вариант-США и Вьетнам

Практическая работа №6.

Тема: Объяснение региональных и отраслевых различий в структуре занятости населения

стран мира.


  1. Указать тип воспроизводства в каждой стране, по атласу определить среднюю плотность населения.

  2. Указать различия в структуре занятости населения представленных стран, используя данные таблицы.

  3. Объяснить причины различия занятости населения.

  4. Сделать общий вывод.
* Примечание.

1 вариант-США и Индонезия

2 вариант-Китай и Нигерия

Занятость населения (в%).


№ п\п

Страна

Аграрный сектор

Добыв. пром.

Обраб. пром.

Строитель

ство


торговля

Сфера услуг

1

США

8

4

5

17

19

47

2

Индонезия

54

3

2

5

11

25

3

Китай

7

12

56

6

11

8

4

Нигерия

42

4

6

3

26

19

Практическая работа №7.

Тема: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран мира (в виде таблицы)


Страна

Страна

ЭГП

ЭГП



Численность населения и районы с большей плотностью.



Тип воспроизводства, есть ли прирост населения.



Возрастной и половой состав населения.



Занятость населения, доля городского и сельского населения.



Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

* Примечание.

1 вариант- Канада и Алжир

2 вариант- Германия и ОАЭ.
Практическая работа №8.

Тема: Объяснение причин миграционных процессов.


  1. Установить направления миграционных потоков в пределах указанной территории.

  2. Показать на контурной карте стрелками направление миграционных потоков.

  3. Объяснить причины миграционных потоков.
* Примечание.

1 вариант-Европа

2 вариант -Северная Америка

3 вариант- Азиатское пространство.
Практическая работа № 9.

Тема: Характеристика центров мирового хозяйства.


  1. Проведи анализ условиям (климатическими, географическими, природными), которые способствовали формированию этого экономического центра.

  2. Составь в виде круговой диаграммы структуру отраслей хозяйства этого экономического центра и сделай общий вывод о преимущественном направлении.

  3. Перечисли основные статьи экспорта и импорта данного экономического центра.

  4. К каким международным группировкам относится этот экономический центр.
* Примечание.

1 вариант-Европа

2 вариант-Азия

Практическая работа №10.

Тема: Составление картосхемы « Региональные и отраслевые группировки стран мира».


  1. Нанеси на контурную карту страны данной группы, обозначив их определенным цветом.

  2. Заполни таблицу и сделай вывод о наличии одинаковых отраслей экономики:

  1. Сформулируй основные причины формирования этих отраслей (ресурсы, население, транспорт).

  2. Сделай общий вывод о структуре экономики этой группы стран.
* Примечание.

1 вариант- страны доиндустриальной экономики

2 вариант- страны индустриальной экономики

3 вариант- страны постидустриальной экономики

Практическая работа №11.

Тема:Составление картосхемы «Угольная промышленность мира»


  1. На контурной карте обозначить 10 стран- лидеров по добыче угля.

  2. Обозначить основные направления международных грузопотоков угля.

  3. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля.

  4. Выделить главные угледобывающие страны, не являющиеся экспортёрами угля.

Практическая работа №12.

Тема: Составление картосхемы «Металлургия мира».


  1. На контурной карте обозначить 10 стран- лидеров по добыче железной руды.

  2. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.

  3. Обозначить 10 стран- лидеров по производству стали.

  4. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом кардиограммы).

  5. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной руды и производству стали.

Цель работы: Оценить ресурсообеспеченность стран и регионов мира по годам

Задание:

4. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах),

З – запасы,

Д – добыча;

5. выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья;

6. сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.

Ход работы:

Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .

Ресурсообеспеченность отдльных стран некоторыми видами минерального сырья.

Страна Запасы (млрд. тонн) Добыча (млн. тонн) Ресурсообеспеченность (в годах)
нефть уголь железные руды нефть уголь железные руды нефть уголь железные руды
Весь мир 139,7
Россия 6,7 71,0
Германия 0,2 2,9
Китай 3,9 40,0
Саудовская Аравия 35,5
Индия 0,6 19,3
США 3,0 25,4
Канада 0,7 25,3
Бразилия 0,7 49,3
ЮАР 9,4
Австралия 0,2 23,4

География населения мира

Практическая работа № 3.

Составление классификационных таблиц стран с различным национальным или религиозным составом.

Цель работы: Определить страны с различным составом населения и сделать вывод

Задание:

  1. Используя текст учебника, атлас (стр. 2–3 и 12–13), справочную и дополнительную литературу, заполните таблицу "Типы стран по национальному составу", вписав примеры стран и проживающие в них народы;
  2. сделайте вывод о размещении стран с различным национальным составом по регионам мира.

Ход работы:

1. Составление классификационной таблицы стран с различным национальным составом населения.

Типы стран по национальному составу.

Регионы мира Однонациональные страны Двунациональные страны Многонациональные страны
примеры стран крупнейший народ примеры стран основные народы примеры стран крупнейшие народы
СНГ
Зарубежная Европа
Зарубежная Азия
Африка
Северная Америка
Латинская Америка
Австралия и Океания

НТР и мировое хозяйство

Практическая работа № 4.

Составление картосхемы современных путей миграции населения

И объяснение причин мировых миграционных процессов.

Цель работы: Определить пути миграции населения в мире и сделать вывод

Задание:

  1. Используя текст учебника, рассказ учителя и дополнительную литературу, нанесите на контурную карту мира основные пути современных миграций населения;
  2. Синим цветом заштрихуйте страны с преобладанием эмиграции, а красным цветом – иммиграции населения и подпишите их названия;
  3. Обозначьте главные мировые регионы привлечения иностранной рабочей силы и напишите факторы их определяющие;
  4. Объясните причины наиболее крупных миграционных потоков;
  5. Сделайте вывод о различиях в современных миграционных процессах.

Ход работы

1.На контурной карте выполнить задания 1-3.

2. Выполнить задание 4.

3. Сделать вывод.

География отраслей мирового хозяйства

Практическая работа № 5.

Построение картосхемы размещения основных районов энергетики, чёрной и цветной металлургии

Цель работы: Определить основные районы энергетики, черной и цветной металлургии, пути их транспортировки и сделать вывод

Вариант 1. Электроэнергетика мира .

6. Используя статистические данные, представленные в учебнике, на контурной карте мира постройте картодиаграмму добычи основных видов топлива (нефти, природного газа, угля) и валового производства электроэнергии в конце ХХ века;

7. Стрелками разного цвета покажите основные пути транспортировки нефти, газа и угля;

8. Используя карты атласа, заштрихуйте страны с большими показателями производства электроэнергии на душу населения (более 5000 кВт. ч);

9. Красным цветом подчеркните страны, в которых энергетика развивается на собственном сырье и синим цветом – на привозном;

10. Сделайте вывод о развитии энергетики по странам и регионам мира.

Ход работы:

1. На контурной карте выполнить задания 1-4

2. Сделать вывод (задание 5)

Вариант 2. Чёрная металлургия мира .

  1. Используя атлас (стр. 17), статистические материалы, предоставленные в учебнике, на контурной карте мира постройте картодиаграмму добычи железных руд и производства стали в конце ХХ века;
  2. Стрелками покажите основные пути транспортировки железных руд;
  3. Условными знаками обозначьте крупнейшие мировые центры и районы чёрной металлургии;
  4. Используя карты атласа, заштрихуйте страны с большими показателями производства стали на душу населения (более 100 кг);
  5. Красным цветом подчеркните страны, в которых металлургия развивается на собственном сырье, синим цветом – на привозном и зелёным – на собственном и привозном;
  6. Сделайте вывод о развитии чёрной металлургии по странам и регионам мира.

Ход работы:

1. На контурной карте выполнить задания 1-5

2. Сделать вывод (задание 6)

Практическая работа № 6.

Построение картодиаграммы крупнейших производителей главных зерновых культур.

Цель работы:Построение картодиаграммы крупнейших производителей зерновых культур, определить крупнейших производителей, сделать вывод

1.Используя текст и рисунки учебника, карты атласа и данные таблицы "Крупнейшие производители основных зерновых культур ", постройте на контурной карте мира, самостоятельно подобрав масштаб, столбиковые диаграммы различного цвета крупнейших производителей пшеницы, кукурузы и риса;

  1. Стрелками разного цвета нанесите на контурную карту основные пути транспортировки основных зерновых культур;
  2. Обозначьте границы и подпишите названия крупнейших стран – производителей, экспортёров и импортёров пшеницы, кукурузы и риса;
  3. Сделайте вывод о размещении главных производителей основных видов зерновых культур по странам и регионам мира.

Ход работы:

1. На контурной карте выполнить задания 1-3

2. Сделать вывод (задание 4)

Практическая работа № 7

Обозначение на контурной карте главных экономических регионов мира.

Цель работы:Определение главных экономических регионов мира и их макрорегионов

Задание

3. Нанесите на контурную карту мира границы и подпишите названия главных экономических регионов мира: СНГ, Зарубежную Европу, Зарубежную Азию, Африку, Северную Америку, Латинскую Америку, Австралию и Океанию.

4. В каждом макрорегионе выделите границы, закрасьте различными цветами и подпишите названия важнейших субрегионов: Северной, Средней, Южной и Восточной Европы, Юго-Западной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, Северной и Тропической Африки, Мексики, Центральной Америки и Вест-Индии, Андских стран, стран бассейна Амазонки и Ла-Платы, Австралии и Океании (отдельно).

Ход работы:

1. На контурной карте выполнить задания 1-2

Практическая работа № 8.

Влияние природных факторов

на развитие хозяйства, особенности жизни и быта населения

В макрорегионах США.

Цель работы:Выявление факторов, которые влияют на развитие хозяйства и быт населения в макрорегионах США

  1. Используя текст учебника, атлас (стр. 40 - 43), знания, полученные при изучении курса 7 класса и дополнительную литературу, в зависимости от номера варианта раскройте содержание предложенной схемы, для чего:

а) выделите характерные черты экономико-географического положения;

б) назовите особенности природных условий (рельефа и климата), влияющих на жизнь, быт и деятельность человека и хозяйство региона;

в) перечислите природные ресурсы, которыми обеспечен данный регион;

г) опишите особенности размещения, состава, городского и сельского населения, трудовых ресурсов, жизни и деятельности населения региона и назовите крупнейшие города региона;

д) назовите отрасли промышленной и сельскохозяйственной специализации региона;

е) охарактеризуйте развитие транспорта и туризма в регионе.

  1. Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта населения и хозяйства региона.

Вариант 1. Северо-Восток США.

Вариант 2. Средний Запад США.

Вариант 3. Юг США.

Вариант 4. Запад США.

Ход работы:

  1. Используя текст учебника, атлас (стр. 40 - 43), знания, полученные при изучении курса 7 класса и дополнительную литературу, в зависимости от номера варианта раскройте содержание предложенной схемы
  2. Сделайте вывод о влиянии природных условий и ресурсов на особенности жизни и быта и хозяйства региона.

Практическая работа № 9.

Термин "ресурсообеспеченность" стал использоваться в связи с развитием индустриального производства и возрастания потребностей населения в энергии, воде и сырье для его дальнейшей переработки и превращения в различные материальные блага.

Определение ресурсообеспеченности

Ресурсообеспеченность - это количественное отношение между величиной природных ресурсов и размером их потребления. Понятием природные ресурсы обозначают те компоненты природы, которые применяются или могут применяться для удовлетворения различных потребностей человека. Прошедший ХХ век характеризуется небывалым увеличением и мирового общественного производства, а достижения современных научных технологий оказывают все большее влияние на окружающую среду. Так как потребности человека в сырье постоянно увеличиваются, все более актуальной становится задача рациональной и разумной эксплуатации всех природных ресурсов.

Общая классификация мировых ресурсов

Природные ресурсы могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее фундаментальной считается классификация на базе генезиса ресурсов, в соответствии с которым они делятся на:

  • земельные;
  • лесные;
  • водные;
  • биологические;
  • минерально-сырьевые;
  • энергетические;
  • климатические.

Классификация ресурсов по виду исчерпаемости

Все ресурсы природы делятся на неисчерпаемые и исчерпаемые. К первым относятся водные и климатические ресурсы. Исчерпаемые природные богатства уменьшаются в процессе их использования; в эту группу попадает большинство Другим важным свойством исчерпаемых ресурсов является их возобновляемость. По этому признаку они делятся на:

  • восстановимые (леса, растения, животные и т. д.);
  • невосстановимые (полезные ископаемые).

В связи с ограниченностью запасов неисчерпаемых ресурсов сегодня все большее внимание уделяется вопросам использования и поиску альтернативных источников энергии.

Как рассчитать ресурсообеспеченность

Ресурсообеспеченность обычно выражается количеством лет, на которое потребители обеспечены определенным видом ресурсов. Этот показатель содержит в себе важную информацию, позволяющую планировать будущее использование тех или иных природных богатств. Оценка ресурсообеспеченности восстановимых ресурсов, однако, выражается соотношением между их запасами и количеством, приходящимся на душу населения. Таким образом учитывается их обновление. Так как буквально все виды ресурсов представляют собой сырой материал для различных отраслей хозяйства, понятие „ресурсообеспеченность” имеет и социально-экономическое значение.

Как оценить ресурсообеспеченность?

Оценка ресурсообеспеченности страны проводится двумя способами. Первый способ использует следующую формулу:

  • Р = З/Д, где

Р - ресурсообеспеченность в годах, 3 - количество запасов, Д - объем добычи.

Этим способом оценивается обеспеченность ресурсами на базе их ежегодного потребления.

При втором способе вычисление проводится по формуле:

  • Р = З/Н, где

Р - ресурсообеспеченность в годах, 3 - количество запасов, Н - население страны.

Он применяется для оценки возобновляемых ресурсов.

Показатель ресурсообеспеченности рассчитывается относительно определенного момента времени и может изменяться.

Значение

Распределение природных ресурсов на Земле связано с тектоническими особенностями образования материков. Их запасы влияют на показатель ресурсообеспеченности той или иной страны или отдельных регионов мира. Ресурсообеспеченность - это тот фактор, который имеет большое значение для развития экономики страны в определенном направлении. Хотя на Земле нет регионов, характеризующихся абсолютным отсутствием ресурсов. Наличие, скажем, энергоресурсов является намного большим преимуществом, чем обеспеченность, к примеру, песком. Это, однако, не означает, что бедная природными ресурсами страна обречена также на бедность. Примером может послужить Япония, которая располагает ограниченными ресурсами, но входит в число самых развитых стран благодаря обеспеченности капиталом, трудоспособности населения и внедрению современных технологий.

Распределение природных ресурсов в мире

Природные богатства на Земле распределены очень неровно не только по отношению континентов, но и отдельных стран. В зависимости от своей наделенности ресурсами страны делятся на:

  1. Наделенные богатыми запасами различных ресурсов - к ним относятся Россия, США и Китай, которые почти полностью обеспечены ими. В эту группу входят также Индия, Австралия, Бразилия, ЮАР и Канада, которые располагают меньшим, по сравнению с первой тройкой государств, но достаточно богатым разнообразием ресурсов.
  2. Страны средней ресурсообеспеченности - по существу, к этой группе относится большинство государств. Обычно такие страны располагают средним количеством некоторых видов ресурсов, в то время как другие виды не представлены.
  3. Специализированные страны, которые наделены большими запасами какого-либо одного важного вида ресурсов. Примером может служить Саудовская Аравия, которая является крупнейшим поставщиком нефти в мире.

Из приведенной классификации ясно просматривается закономерность между площадью территории определенного государства и количеством располагаемых им богатств. Ресурсообеспеченность и отдельных стран зависит, однако, не только от количества запасов, но и от масштабов разведки, освоения и извлечения ресурсов. Так, Саудовской Аравии принадлежит пальма первенства по уровню добычи нефти, но по показателю ресурсообеспеченности этим сырьем первое место занимает Ирак. В связи с в 90-х годах и последующей оккупацией Кувейта Ираком на страну были наложены международные санкции, и сейчас Ирак не располагает квотой на добычу нефти.

Природный потенциал России

Общее количество природных ресурсов, которые могут использоваться в хозяйстве страны, называется природно-ресурсным потенциалом. Совокупный потенциал складывается из суммы потенциалов отдельных видов ресурсов.

Естественные ресурсы России отличаются значительными запасами и разнообразием, но неравномерностью распределения на территории страны. Следует отметить недостаточную изученность некоторых видов ресурсов, размещенных в малонаселенных районах с неблагоприятными климатическими условиями. Для хорошо освоенных и развитых районов характерно истощение существующих запасов.

Насколько Россия обеспечена ресурсами?

Ресурсообеспеченность - это соотношение между запасами ресурсов и объемом их добычи. Основу промышленного потенциала России составляет ее обеспеченность ресурсами. Страна причисляется к странам, занимающим ведущие позиции в области разведки и освоения полезных ископаемых. Но насколько развита ресурсообеспеченность России? Для страны характерно производство и потребление всех основных первичных энергоресурсов (уголь, природный газ и нефть). Наибольшая доля запасов приходится на уголь, второе место занимает природный газ, а меньше всего здесь запасов нефти. Это соотношение применимо также к ситуации во всем мире, и в перспективе, по мере истощения запасов, необходимо искать варианты замещения этих ресурсов альтернативными видами.

Второе по значению место после энергетических занимают металлы и рудные ископаемые. Россия располагает самыми богатыми в мире запасами железной руды, а также значительными количествами меди, никеля, олова, вольфрама и других металлов. Важными для экономики страны являются месторождения драгоценных металлов и алмазов. По объему их добычи Россия занимается второе место после ЮАР. Страна является лидером и по количеству запасов древесины и земельного фонда. На основании перечисленного напрашивается несколько выводов:

  1. Энергетическая ресурсообеспеченность - это одно из важнейших преимуществ России. Эти ресурсы сосредоточены в основном на востоке.
  2. Наблюдается ярко выраженное различие между распределением ресурсов в западной и восточной частях страны. Для западной части характерно преобладание месторождений различных видов руд; в ней также находится основная часть сельскохозяйственных земель.

Общий размер потенциальных запасов, их разнообразие и характер размещения являются подходящими для развития всех отраслей экономики и комплексного развития хозяйства в отдельных экономических районах.

Ресурсообеспеченность США

Для территории страны характерно разнообразие природных условий и видов ресурсов. В качестве преимущества следует отметить отличные агроклиматические условия - США располагают огромными лесными ресурсами, большими черноземными районами и мягким климатом. США, подобно России, входит в число лидеров по своим запасам минерального топлива - в стране размещены около 25% мировых залежей угля, и страна попадает в первую десятку стран по запасам нефти и газа. Другими видами ресурсов, которыми США располагает в значительных количествах, являются железная цветных и благородных металлов, уран, фосфориты. Водными ресурсами страна обеспечена в достаточной степени, но они распределены неравномерно на ее территории. Несмотря на разнообразие природных ресурсов, обе страны вынуждены импортировать некоторые виды полезных ископаемых из-за их отсутствия или недостаточного количества.

.
Тема: Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира

Работа 1 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах


Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Добыча

(млн. тонн)

Ресурсообеспеченность

(в годах)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

Россия

Германия

Китай

Саудовская Аравия

Индия

Канада

Бразилия

Австралия


____________________________________________________________________________________________________________

Задания :

  1. Используя имеющиеся статистические данные , заполните таблицу, рассчитав ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Д, где

Р – ресурсообеспеченность (в годах), З – запасы, Д – добыча.



Работа 2 . Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья

Страна

Запасы

(млрд. тонн)

Население

(млн. человек)

Ресурсообеспеченность

(тонн на душу населения)

нефть

уголь

железные руды

нефть

уголь

железные руды

Весь мир

Россия

Германия

Китай

Саудовская Аравия

Индия

Канада

Бразилия

Австралия


______________________________________________________________________________________________________________

Задания :


  1. Используя имеющиеся статистические данные, заполните таблицу, рассчитайте ресурсообеспеченность на душу населения стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов, вычисления сделать по формуле:

Р = З/Н, где

Р – ресурсообеспеченность в годах, З – запасы, Н – численность населения страны.


  1. Выявите отдельные страны и группы стран с максимальными и минимальными показателями ресурсообеспеченности каждым видом минерального сырья.

  2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов.
Используя данные табл. 2, рассчитайте обеспеченность стран земельными ресурсами и сельскохозяйственными угодьями . Полученные результаты отра­зите в табл. 2.

Ранжируйте страны по степени обеспеченности земельными ресурсами и с/х угодьями (в порядке убывания).

Ранжируйте страны по степени обеспеченности водными и лесными ресурсами (в порядке убывания).

Общий вывод

Укажите, какая страна лучше обеспечена при­родными ресурсами. Обоснуйте свою точку зрения.