Обеспеченность трудовыми ресурсами кореи и монголии. Экономика и промышленность Монголии

Экономика Монголия

Экономика — краткий обзор:

Экономическая активность в Монголии традиционно основана на скотоводстве и сельском хозяйстве.

Монголия обширные месторождения полезных ископаемых.

Страна проводит медь, золото, угль, молибден, шпат, уран, олово, вольфрам, на долю добывающей и перерабатывающей промышленности приходится большая часть прямых иностранных инвестиций и государственных доходов.

Суровые зимы и летние засухи в 2000-2002 привели к массовому падежу скота и нулевому или отрицательному росту ВВП.

В 2004-2008 рост ВВП составлял около 9%, в значительной степени из-за высоких цен на медь и открытия новых золота.

В 2008 году зафиксирован уровень инфляции почти 30% — самый высокий уровень инфляции в течение десятилетия.

В начале 2009 года Международный валютный фонд выделил $ 236 млн. по программе «стэнд-бай”, и страна начала выходить из кризиса, хотя в банковском секторе остается некоторая нестабильность.

В октябре 2009 года правительство приняло долгожданное законодательство по разработке Ою Толгой — одного из крупнейших в мире месторождений меди.

Экономика Монголии по-прежнему сильно зависит от своих соседей. Монголия покупает 95% нефти и значительное количество электроэнергии в России, что оставляет ее зависимой от роста цен. Торговля с Китаем составляет более половины общего объема внешней торговли Монголии — Китай получает около двух третей экспорта Монголии.

Денежные переводы от работающих за рубежом монголов являются значительными, но упали из-за экономического кризиса; отмывание денег вызывает растущее беспокойство.

Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации в 1997 году и стремится к расширению своего участия в региональных экономических и торговых режимах.

3100 долл. США (2009 г.)

4030 млн. кВт · ч (2009)

5100 баррелей / день (2009)

5300 баррелей / день (2009 год)

— $ 228 700 000 (2009 г.)

Место страны в мире: 93

— $ 710 млн. (2008 г.)

Экспорт:

$ 1902 млн. (2009)

Место страны в мире: 130

$ 2539 млн. (2008)

Экспорт — товары:

медь, одежда, домашний скот, продукты животного происхождения, кашемир, шерсть, шкуры, шпат, цветные металлы, уголь

Экспорт — партнеры:

Китай 78,52%, Канада 9,46%, Россия 3,02% (2009)

Импорт:

$ 2131 млн. (2009)

Место страны в мире: 150

$ 3224 млн. (2008)

Импорт — товары:

машины и оборудование, топливо, автомобили, продукты питания, промышленные потребительские товары, химические, строительные материалы, сахар, чай

Сегодня экономика Монголии развивается весьма динамично, страна является одним из самых перспективных рынков во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. По мнению экспертов Всемирного банка, Международного валютного фонда и других авторитетных организаций, эту страну относят к числу тех, в которых темпы экономического развития в ближайшее время будут одними из самых высоких. В частности, специалисты Всемирного банка считают, что в течение десяти последующих лет экономические показатели будут расти в среднем на 15 % каждый год.

Основные отрасли

Экономика Монголии сосредоточена в нескольких отраслях, это сельское хозяйство и добыча полезных ископаемых. Это даже при том, что большая часть людей проживает в городах. Значительную часть промышленного производства страны составляют: уголь, медь, олово, молибден, золото и вольфрам.

При этом еще несколько лет назад в стране было огромное число бедных. Еще в начале 2010 года почти 40 % населения жили ниже уровня бедности. В последние годы этот показатель сокращается активными темпами.

В структуре ВВП экономики Монголии большую часть занимает добыча полезных ископаемых, составляя почти 20 %. Лесоводство, сельское хозяйство и рыболовство занимают приблизительно 17 %, более 10 % приносит розничная оптовая торговля и сфера транспорта. Своя доля в ВВП есть и у обрабатывающего производства, недвижимости, связи и информационных технологий.

Большая часть трудоспособного населения сосредоточена в сельском хозяйстве (более 40 %), около трети работает в сфере услуг, почти 15 % - в сфере торговли. Остальные люди работают на производстве, в частном секторе, горнодобывающей промышленности.

Тип экономики

Чтобы разобраться в финансовом устройстве этого государства, важно понять, какая экономика в Монголии. Она находится в стадии перехода из одного социально-экономического состояния в другое, занимая при этом некое промежуточное положение между развивающимися и экономически развитыми странами. В настоящее время Монголия относится к странам с переходной экономикой.

При этом в ходе процесса трансформации происходит преобразование структуры производства, отношений собственности, инструментов управления.

Экономика Монголии - это пример экономики переходного типа. Распад социалистической системы в конце XX века коснулся и этого государства. Во всех странах, ранее входивших в соцлагерь, начался переход на рыночные отношения. Необходимость срочных реформ в стране созрела еще в 80-е годы. Перестройка, начавшаяся в Советском Союзе, только ускорила этот процесс. Масштабные социально-экономические преобразования начали осуществляться после 1991 года.

Монголия - страна с переходной экономикой, которая активно развивается в последнее время. Здесь присутствуют все основные критерии для государства, находящегося на переходном этапе своего социально-экономического развития. Это приватизация и реорганизация, макроэкономическая стабилизация, либерализация. Построение рыночной экономики в Монголии - конечная цель, которую сегодня можно считать частично достигнутой.

Природные ресурсы

Для экономического развития Монголии природные ресурсы имеют большое значение, их здесь действительно много.

В частности, в стране три крупных месторождения бурого угля, на юге обнаружен каменный уголь высокого качества, геологические запасы которого, по предварительным оценкам, составляют несколько миллиардов тонн. Уже давно успешно разрабатываются месторождения и вольфрама, считающиеся средними по количеству запасов.

В горе Сокровищ добывают медно-молибденовую руду. Открытие этого полезного ископаемого привело к строительству крупного горно-обогатительного комбината, вокруг которого вырос целый город. Сегодня в Эрдэнэт проживает почти сто тысяч человек.

Важное место в экономическом развитии Монголии занимает одно из крупнейших в мире месторождений золотой руды, имеющее название Оюу-Толгой. В последнее время интерес инвесторов к этой стране повысился, так как большая часть земель здесь до сих пор геологами не изучена, значит, многие полезные ископаемые так до сих пор и не найдены.

Промышленность и машиностроение

Основные в экономике Монголии - это текстильное, суконное, шерстяное, кожевенное, овчинно-шубное, мясоперерабатывающее производство, производство строительных материалов. Страна занимает второе место в мире по производству кашемировой шерсти.

Машиностроение появилось сравнительно недавно, но уже успело занять определенное место в экономике Монголии. В стране в 2006 году вышел на линию первый троллейбус, выпущенный монгольскими инженерами. С 2009 года начался выпуск дуобусов - это транспортное средство, которое объединило в себе автобус и троллейбус, который может использоваться как на маршрутах с контактной сетью, так и без нее.

В 2012 году монгольскими инженерами был собран первый самолет в стране для национального перевозчика. В 2013 году совместно с Белоруссией удалось договориться о совместном производстве тракторов, также работают предприятия по выпуску дельталетов и автожиров. Сейчас планируется запустить компанию по выпуску трамваев на резиновых колесах. Это будет принципиально новый вид общественного транспорта, который сможет за один раз перевозить от 300 до 450 пассажиров.

Сельское хозяйство

Характеризуя кратко экономику Монголии, следует уделить достаточно внимания сельскому хозяйству. В стране суровый континентальный климат, поэтому данная отрасль остается уязвимой к холодам, засухе и другим стихийным бедствиям. В стране катастрофически мало пахотных земель, при этом около 80 % территорий используются под пастбища.

Выпасом домашнего скота занято большинство сельского населения. Преимущественно здесь разводят коз, овец, верблюдов, лошадей, крупный рогатый скот. Стоит отметить, что это единственное современное государство в мире, в котором среди основных отраслей экономики до сих пор остается кочевое животноводство.

По количеству скота на душу населения Монголия занимает первое место в мире. Также здесь выращивают картофель, пшеницу, арбузы, помидоры, различные овощи. В целом, пахотных земель мало, в основном, они сосредоточены вокруг крупных городов на севере страны.

В последнее время большая часть скота сконцентрировалась в руках нескольких влиятельных семей. С 1990 года действует закон об иностранных инвестициях, который позволяет владеть акциями различных монгольских предприятий гражданам других государств. Также были приняты новые законы, касающиеся банковских операций и налогообложения, долговых обязательств и кредитов.

Транспорт

В стране развит железнодорожный, автомобильный, воздушный и водный транспорт. Решение о строительстве железной дороги было принято в 1915 году. Сейчас в стране две основные магистрали для поездов.

Монгольская железная дорога соединяет страну с Китаем, это кратчайший путь между Европой и Азией. Общая протяженность дорог приближается к двум тысячам километров.

Общая протяженность водных путей в стране всего около 600 километров. Судоходными считаются реки Орхон и Селенга, озеро Хубсугул. Монголия вторая страна в мире по площади (после Казахстана), которая не имеет прямого выхода ни к одному океану.

Но этот факт не помешал ей в 2003 году зарегистрировать собственный судовой регистр. Сегодня под монгольским флагом ходит уже примерно 400 судов, ежемесячно их число стремительно увеличивается.

Автомобильные дороги

Большинство автомобильных дорог здесь грунтовые или гравийные. Большинство дорог с твердым асфальтовым покрытием находятся в районе Улан-Батора, они ведут к китайской и русской границам.

Общая протяженность дорог в стране составляет почти 50 тысяч километров. Из них менее 10 тысяч километров - это дороги с твердым покрытием. В настоящее время в стране активно строят новые магистрали и модернизируют старые.

Авиация

В политике Монголии в экономике важную роль занимает авиационный транспорт. Всего в стране 80 аэропортов, при этом только 11 имеют посадочные полосы с твердым покрытием.

При этом расписание вылетов крайне нестабильное. Из-за сильных ветров рейсы постоянно отменяют или переносят. В Монголии официально зарегистрировано десять авиакомпаний, которые владеют 30 вертолетами и приблизительно 60 самолетами.

Существует воздушное такси - специальное средство общественного транспорта, которое перевозит пассажиров за фиксированную плату. От чартерных и других коммерческих рейсов воздушное такси отличается своей простотой. Например, отсутствует процедура длительной регистрации, время ожидания посадки минимальное. Как правило, достаточно прибыть в аэропорт за четверть часа до вылета, чтобы пройти все сокращенные процедуры таможенного контроля и оформления.

На таких воздушных судах нет стюардесс, кухонь и туалетов. В большинстве случаев в качестве таких такси используются малолитражные самолеты, а также вертолеты средней и малой грузоподъемности.

Туризм

Монголия активно стремится развивать туризм. В стране построено достаточно много гостиниц, путешественников, желающих приехать в эту экзотическую страну, становится все больше. Здесь есть два горнолыжных курорта, к тому большое количество исторических памятников буддийских монастырей, нетронутая природа.

Из иностранных туристов в Монголию приезжает больше всего гостей из России, Китая, Южной Кореи, Соединенных Штатов Америки. Также можно встретить достаточно много путешественников из Германии, Франции и Австралии.

В стране действует примерно 650 туроператоров, готовых обеспечить прием около одного миллиона туристов в год.

Экспорт

Важное место в экономическом развитии государства играет экспорт. Основными товарами, которые отправляют за границу, является концентрат молибдена и медь, кашемир, флюорит, кожа, шерсть, одежда, мясо. Недра страны богаты минеральными ресурсами. В частности, здесь много запасов олова, железной руды, угля, урана, меди, цинка, нефти, фосфора, молибдена, золота, вольфрама, полудрагоценных камней.

При этом более 80 % монгольского экспорта отправляется на территорию Китая. На втором месте - Канада. От 1 до 4 % доли экспорта приходится на страны Европейского Союза, Россию, Южную Корею.

Данное положение стало меняться после 2012 года, когда Монголию перестала устраивать экспортная зависимость от Китая. Правительство начало приостанавливать отдельные проекты сотрудничества с Поднебесной. Считается, что одним из поводов для этого стали попытки крупной китайской алюминиевой компании получить контрольный пакет акций одного из крупнейших монгольских поставщиков угля на территорию Китайской народной республики.

Импорт

В первую очередь в страну импортируют индустриальное и промышленное оборудование, нефтепродукты, потребительские товары.

Примерно треть импорта приходится на поставки из Российской Федерации, второе место прочно занимает Китай. Также массово в Монголию поставляют товары из Южной Кореи и Японии.

Монголия стремится постоянно избавляться от импортной зависимости. В частности, планируется в ближайшем будущем открыть первый на территории государства нефтеперерабатывающий комбинат.

Финансовый сектор

Официальная денежная единица Монголии называется монгольский тугрик. В настоящее время за один российский рубль можно купить 38 тугриков. Собственная валюта в стране появилась только в 1925 году. Причем денежные знаки изначально были изготовлены в Советском Союзе.

В большинство банков можно пользоваться кредитными картами, пункты обмена есть во всех гостиницах страны. Также в качестве оплаты здесь без проблем принимают чеки путешественника.

В 1991 году была открыта Монгольская фондовая биржа.

Доходы населения

На 2017 год средняя заработная плата в стране составила 240 тысяч тугриков в месяц, то есть менее шести с половиной тысяч рублей.

При этом в стране введен минимальный размер оплаты труда. Самую низкую почасовую или ежемесячную оплату труда по законодательству устанавливается правительство. В 2017 году минимальный размер оплаты труда как раз и составил 240 тысяч тугриков в месяц. При этом в Монголии только 7 % населения получает минимальную заработную плату. По сравнению с 2013 годом минимальный размер оплаты труда увеличился на четверть.

Монголия относится к числу стран бывшего восточного блока с переходной экономикой. Экономика Монголии является в основном аграрной.

После длительного застоя (с 1990 по 2002 годы рост экономики составлял от +3 до −3 % в год) в наши дни страна переживает экономический рост, показатели которого составляют от 5,3 % до 10 % в год; при этом основной рост приходится на сектор услуг, доля которого увеличилась почти до 40 % от ВВП, и на сферу добычи меди и золота за счет увеличения мировых рыночных цен на них. Правда, рост последних лет не коснулся бедной части населения: около 40 % населения Монголии живет ниже черты бедности, как и в 1990 году. Тяжелые годы реформ хоть и привели к увеличению доли частного сектора экономики до 80 %, но еще больше обострили социальные различия и разницу в уровне жизни между городом и селом.

Согласно данным Всемирной программы питания ООН, доля хронически недоедающего населения в Монголии составляет в среднем 43 %. Очень высока детская смертность. 58 новорожденных из тысячи умирают в грудном возрасте. В холодное время года многие дети и подростки ютятся в туннелях трубопроводов отопления под Улан-Батором. Дно этих туннелей покрыто экскрементами и населено крысами. По оценкам представителей гуманитарных организаций, численность обитающих в туннелях людей составляет приблизительно от 4000 до 10000 человек.

Из-за очень неплодородных земель, долгой зимы, малого количества осадков, кочевой традиции населения и короткого вегетационного периода (всего 95-100 дней в году) земледелие в Монголии развито очень слабо. Однако на его фоне возникло высоко специализированное животноводство. При этом здесь разводятся 5 видов домашнего скота. Продукция животноводства и использование физической силы сельскохозяйственных животных являются неотъемлемой частью кочевого образа жизни местного населения. Так, овец разводят для получения шерсти, молока, мяса, коз – для получения шкур и молока, яков – для производства молока, кож, мяса, а лошадей и верблюдов используют в качестве транспортного средства, для перевозки грузов и для получения молока.

Традиционной продукцией сельского хозяйства Монголии являются мясо, молоко, овечья шерсть и кашемир, а также небольшое количество зерна, картофеля и овощей.

Современное сельское хозяйство развивалось в этой стране медленно. Эпоха социализма ознаменовалась коллективизацией, начавшейся в 1930-е годы. К 1959 году 100 % сельского хозяйства было коллективизировано. В 1960 году его доля в национальном доходе была снижена до 22,9 %, однако в нем всё ещё было занято 60,8 % работающего населения Монголии. После вступления страны в 1962 году в Совет Экономической Взаимопомощи, увеличился объем помощи её сельскому хозяйству со стороны СССР и других членов СЭВ, прежде всего Чехословакии и Венгрии.

В конце 1980-х годов сельское хозяйство по-прежнему составляло значительную часть экономики Монгольской Народной Республики. В 1985 году в нем было занято 33,8 % работающего населения, но приносило оно лишь 18,3 % национального дохода. Промышленность страны главным образом перерабатывала продукты питания и древесину для внутренних нужд, а также животноводческую продукцию, такую как кожи и шкуры, для экспорта. В 1986 году почти 60 % экспорта Монголии составляла сельскохозяйственная продукция.

После прекращения существования социалистической экономической системы произошли глубокие изменения, касающиеся структуры собственности в сельском хозяйстве страны. Однако его экономическая направленность по-прежнему остается зависимой от природных условий и традиций. Так, в 2006 году 80 % доходов от сельского хозяйства пришлось на долю животноводства. Но теперь 97 % животноводства было сосредоточено уже в частных руках. В дальнейшем доля земледелия и животноводства продолжала снижаться и в 2011 году составила уже меньше 20 % от валового национального продукта (в 1995 она составляла 38 %). Однако в сельскохозяйственном секторе по-прежнему занята треть населения страны.

Монголия относится к числу 10 стран мира с крупнейшими запасами полезных ископаемых, однако к настоящему времени полностью разведана лишь треть из них, а это – почти 6000 месторождений различных минералов, в том числе, каменного угла, меди, урана (около 2 % мировых запасов), нефти, золота, серебра, флюорита, молибдена, цинка и алмазов.

Месторождения меди и каменного угля до сих пор разрабатываются главным образом открытым способом. Это ведет к масштабным изменениям ландшафта и соответствующим последствиям для флоры и фауны страны.

Официальный уровень безработицы в стране составляет 2,8 %, хотя, скорее всего, он сильно занижен. Высокую инфляцию удалось успешно сдержать после 1996 года, с тех пор её уровень составляет около 4 %. Внешний долг Монголии составляет около 1,86 миллиардов долларов США.

В 2007 году объем экспорта товаров в денежном выражении составил 1,95 миллиарда долларов США, из них 41,6 % пришлось на медный концентрат, 12,1 % на золото, 9 % на цинковый концентрат, 9 % на кашемир и 6 % на каменный уголь. Импортировались в основном нефтепродукты, машины и станки, различные установки, автомобили, электроника и продукты питания. В 2007 году 72 % всего экспорта шло в Китай, на втором месте была Канада, на долю которой пришлось 9 % экспорта Монголии.

Крупнейшими поставщиками страны в том же году являлись Россия (34 %), Китай (31 %), Япония (6 %) и Южная Корея (5,5 %). Чтобы уменьшить зависимость от двух своих непосредственных соседей, Монголия осуществляет так называемую политику взаимоотношений с «третьим соседом».

Так, объем торговли с Германией достиг в 2008 году 82 миллионов евро, при этом наблюдается явная тенденция к его росту. Объем экспорта в Германию составил 15,4 миллиона евро, а объем импорта из этой западноевропейской страны – 66,6 миллионов евро.

Также существует несколько соглашений с ЕС о торговой политике, таможне и текстильных товарах. Кроме того, Монголия является членом важных международных организаций, таких как ВТО, Всемирный банк, и Азиатского банка развития.

Расходы государственного бюджета страны составили в 2009 году 1,6 миллиарда долларов США, а доходы – 1,4 миллиарда долларов США. Таким образом, можно говорить о дефиците бюджета в размере 4,6 % от ВВП.

Государственная задолженность Монголии составила в 2008 году 1,6 миллиарда долларов США, или 33,1 % от ВВП.

УДК 339.9(517.3)

А.П. Суходолов, Ю.В. Кузьмин

ЭКОНОМИКА МОНГОЛИИ В СИСТЕМЕ БОЛЬШОЙ ЕВРАЗИИ

В статье представлена характеристика современной экономики Монголии, ее проблемы и трудности. Основное внимание уделено анализу внешнеэкономических связей Монголии в Восточной Азии с основными партнерами в регионе. Рассмотрены вопросы иностранных инвестиций в монгольскую экономику, особенно сырьевой сектор страны, а также формирование транспортных коридоров Китай-Монголия-Россия.

Ключевые слова: экономика Монголии; сырьевые ресурсы; иностранные инвестиции; Россия; Китай; «третий сосед»; транспортные коридоры; национальные интересы.

A.P. Sukhodolov, Yu.V. Kuzmin

ECONOMY OF MONGOLIA IN THE SYSTEM OF GREATER EURASIA

The article presents the characteristics of the current economy of Mongolia, its problems and difficulties. The focus is on the analysis of foreign economic relations of Mongolia with its key partners in East Asia. The authors consider the issues of foreign investments into Mongolian economy, namely the country"s commodities sector and formation of the transport corridor China-Mongolia-Russia.

Keywords: Mongolia"s economy; natural resources; foreign investments; Russia; China; the "third neighbor"; transport corridors; national interests.

Современная мировая экономика вошла в зону экономической нестабильности и переформатирования. Данные экономические

процессы и тенденции приняли явную форму и проявили себя после 2014 года. Ранее они имели скрытый характер и проявляли себя в очень завуалированном виде. Длительное время глобализация казалась незыблемой и вечной. Процессы глобализации приняли всеобщий характер и захватили экономическую, политическую, научную, информационную и культурную сферы. Но оказалось, что это не так и многое стало меняться.

В мире происходит серьезная структурная реформация, формируется многополярный экономический порядок; не удалась попытка США после распада СССР создать однополярный мир, ориентированный на одну страну, одну валюту, одну либеральную модель экономики. Страны мира не приняли данную систему, явно и прямо ей сопротивлялись. Попытки путем «цветных революций» насадить американский порядок в странах Западной Азии также натолкнулся на жесткое сопротивление и противостояние. Страны исламской цивилизации имеет свои ценности, более древние и глубокие, чем молодая американская модель, которая является одной из западных моделей экономики, причем представляет не лучшую ее часть. Более привлекательной в мировой экономике может быть социально-рыночная модель, которая особенно удачна во Франции, Германии, Швеции. К сожалению, приходится констатировать, что она также исчерпывает свои экономические возможности, нуждается в серьезной социально-экономической корректировке и, видимо, в ближайшие годы это и произойдет. В последнее десятилетие довольно успешен экономический опыт Финляндии, Норвегии, Дании, где гармонично сочетаются интересы элиты и населения. Разумеется, это очень небольшие страны, где успешные системы образования, системы социальной помощи и поддержки, возможны в небольших по населению и площади странах.

Экономика Монголии за последние 25 лет прошла сложный путь трансформации национальной экономики от государственно-плановой к рыночной. Проведена поэтапно массовая приватизация государственной собственности, сейчас доля частного сектора составляет 80 %. На этом пути были не только достижения, но и потери. Был сокращена доля промышленного производства. В 1990-2003 гг. производство валовой промышленности сократилось

приблизительно на 20 %, нижняя точка приходилась на 1993 год -40 %. В два раза вырос объем горнодобывающей промышленности и в 2,5 раза сократился объем продукции обрабатывающей продукции (Грайворонский, 2007, с. 25). Быстрыми темпами растет добыча цветных металлов (меди), золота, угля, нефти.

Экономика современной Монголии переживает сложный период своего развития. Кризис мировой экономики и падение спроса и цен на сырьевые ресурсы Монголии (медь, уголь, нефть и др.) привели к резкому сокращению прибыли компаний, занятости и доходов государственного бюджета. Отсутствие конкуренции на сырьевые товары Монголии и покупка только Китаем привели к резкому снижению цены на медь, уголь, сельскохозяйственное сырье.

Рост ВВП Монголии в 2014 году составил 7,9 %, в 2015 году -2,3 %. Ранее были годы, когда рост ВВП достигал 14 % в год, когда цены на сырьевые товары были стабильными и высокими.

Как известно, Монголия обладает крупными месторождениями угля (Тавантолгой), меди (Оуютолгой, Эрдэнэт) мирового уровня, которые разработаны и уже эксплуатируются. Экспорт сырьевых ресурсов - ведущая статья дохода бюджета, более 60 % дохода бюджета. Поэтому падение мировых цен на сырьевые товары, сразу сказывается на экономическом положении страны, доходах населения и его занятости. Это слабое место современной монгольской экономики. Это обстоятельство усугубляется также тем, что основным покупателем данного сырья является один покупатель - Китай, который пользуется монопольным положением и диктует ценовую политику на монгольском рынке. В этих условиях диверсификация монгольской экономики (и прежде всего быстрое развитие обрабатывающих и наукоемких отраслей экономики) и поиск новых внешнеэкономических партнеров на мировом рынке - настоятельная необходимость стабильного развития современной Монголии.

Монголия не имеет выхода к морю и это усложняет ее внешнеэкономические связи. Ее местонахождение между Россией и Китаем, зависимость от экономических и политических отношений с соседними странами серьезно влияют на экономическое положение кочевой страны. В настоящее время (начало сентября 2017 г.) Монголия ищет варианты транспортировки монгольско-

го угля через морской порт Владивостока. Это позволит избежать низкой цены, которую предлагают китайские покупатели, так как позволит выйти на альтернативные рынки Восточной Азии (Южная Корея, Япония и т.д.). Также необходимо отметить, что Монголия имеет флот, который плавает под монгольским флагом (более 200 кораблей различных стран). Монголия в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке решала вопрос о подготовке монгольских морских специалистов. Наиболее сложная проблема - это железнодорожные тарифы перевозки грузов, в данном случае необходимы льготные тарифы.

Монголия уже находилась в составе Цинской империи и в составе советского блока, поэтому хотела сохранить экономическую и политическую независимость. Заявления о политике нейтралитета Монголии и реализация на практике этого положения мало согласуются. В настоящее время экономика Монголии находится под значительным экономическим влиянием могущественного Китая (инвестиции, внешняя торговля). В период последней президентской компании все кандидаты в президенты подчеркивали высокую зависимость экономики Монголии от южного соседа и считали необходимым расширять российско-монгольское экономическое сотрудничество, чтобы сбалансировать отношения в треугольнике Россия-Монголия-Китай.

Большие надежды в Монголии возлагали и возлагают на т.н. «третьего соседа» Монголии в лице США, Японии, Южной Кореи, стран Западной Европы. К сожалению, масштабы экономического сотрудничества и инвестиций незначительны и не компенсируют масштабы сотрудничества в треугольнике. Современная Монголия активно расширяет экономическое сотрудничество со странами, которые ранее не были ее активными партнерами: Иран, ОАЭ, Израиль, Турция и др. Здесь существуют значительные возможности расширения экономического и научного сотрудничества. Например, в Турции уже сегодня обучается более 400 монгольских студентов; в далекой Австралии - более 200 студентов и магистрантов.

Наиболее масштабные и тесные экономические и политические отношения связывают Монголию с Японией и Южной Кореей. Наибольшее число монгольских мигрантов работает и учится

в Южной Корее, значительные научные связи между Монголией и Японией, инвестиционная поддержка Монголии также со стороны Японии и Южной Кореи, которые рассматриваются как близкие и родственные азиатские народы. Молодежь Монголии также тяготеет к молодежной корейской культуре. Обе страны воспринимаются в Монголии, как азиатские страны, которые добились выдающихся результатов.

Основные экономические проблемы: недостаток инвестиций, небольшое население (3 млн чел.) и его неравномерное размещение в центре страны г. Улан-Батор (1.4 млн чел.), политическая нестабильность и частая смена монгольских правительств (за 10 лет 15 правительств), коррупция и вывоз капитала.

Частая смена правительств, изменение законодательства в сфере добычи полезных ископаемых и налогообложения в данной сфере приводят к оттоку иностранных инвесторов, частым судебным процессам. Коррупционная составляющая привела к громадному социальному расслоению монгольского общества, социальной нестабильности. Инвестиционный форум в Улан-Баторе в начале сентября 2017 года отметил необходимость разработки конкретных и стабильных правил привлечения иностранного капитала, сокращение административных препятствий.

Активная добыча полезных ископаемых приводит к вытеснению монгольских кочевников с традиционных мест проживания и разрушению экологии. Также процессы опустынивания приняли угрожающие размеры для Монголии. Процессы опустынивания в Монголии имеют природную основу, связанную с потеплением мирового климата и влиянием развития скотоводов, в связи с массовым разведением скота (80 млн голов скота), особенно монгольских коз.

Монгольское правительство и научная элита страны заинтересованы в развитии перерабатывающей промышленности и наукоемкого производства. Монгольские ученые и изобретатели предлагают различные наукоемкие технологии, которые находят поддержку бизнеса и государственных структур. Монгольская молодежь талантлива и динамична, он активно получает образование в лучших зарубежных университетах, участвует в научных проектах и побеждает в интеллектуальных соревнованиях. Так, в авгу-

сте 2017 г. на Азиатских играх монголы завоевали 73 медали из 90 возможных наград. Со временем это может перейти в качество. Правда, это имеет и оборотную сторону - миграцию талантливых монгольских ученых за границу.

Особое положение Монголии между двумя крупными державами: Россией и Китаем в последние годы приобретает и свои экономические преимущества. Превращение Китая в мировую экономическую державу, которая заинтересована в стабильных транспортных коридорах Китай - Европа, формирование транспортных коридоров «Один пояс - один путь», нового Щелкового пути включает и Монголию, как одно из важных звеньев этих проектов. Включение Монголии в систему международных железнодорожных, авиационных и автомобильных коридоров позволит усилить экономические позиции страны в международной экономике, особенно во Внутренней Азии. Монголия рассматривается, как один из шести вариантов транспортных коридоров Китай - Западная Европа. В настоящее время активно функционирует транспортный коридор из Китая через страны Центральной Азии, что позволяет китайской стороне успешно маневрировать с другими вариантами и партнерами. В августе 2017 г. в Улан-Удэ прошло рабочее совещание представителей транспортных структур России, Монголии и Китая и было принято решение формировать транспортный коридор Тянь-цзинь - Улан-Батор - Улан-Удэ в двух вариантах: железнодорожном и автомобильном. Реализация данного Проекта намечена на начало 2018 года. Речь идет о модернизации существующих дорог и совершенствовании пограничных переходов, а также о создании современной инфраструктуры в транзитных странах.

Монголия занимается совершенствованием качества железнодорожных и автомобильных дорог страны, увеличением скорости перевозок, увеличением числа пограничных пунктов пропуска пассажиров и товаров. Это позволит улучшить или создать заново современные автомобильные дороги, международные аэропорты, увеличить число современных рабочих мест в сфере обслуживания и туризма. Продолжаются в Монголии также дискуссии: какие железные дороги строить в Монголии: российских или китайских стандартов?

Начато строительство новой железной дороги от Эрдэнэта до границы с Тывой, предполагается в перспективе ее соединение с дорогой по Тыве, которая только строится. Это позволит резко сократить путь в Европу и выйти на развитые регионы Южной Сибири.

Как известно, в настоящее время Китай активно создает систему транспортных коридоров в Европу через страны Центральной Азии, частично затрагивая и Россию. Данный коридор более короткий по времени, чем российский Транссиб, поэтому косвенно обостряет конкуренцию. Китай активно создает хабы в странах мира, то есть склады китайской продукции, дороги, мосты и другие транспортные коридоры, необходимые быстрой доставки китайских товаров или производства их в данной территории. Например, запущен самый длинный в мире грузовой железнодорожный коридор Харбин-Гамбург. Также, например, в Белоруссии, около Минска создается так называемый индустриальный Парк «Великий камень», на площади 80 км2. Весь данный проект оценивается примерно в 80 млрд дол.

Высокие темпы экономического роста в КНР, выход ряда отраслей промышленного производства страны на лидирующие позиции в мире, формирование новой транспортной системы и логистики в Северо-Восточной Азии, в том числе, так называемого, «Нового шелкового пути», создадут уже в ближайшей перспективе значительные проблемы и трудности для российского экономики, которая теряет свои экономические позиции в современной международной экономике, в связи с экономическими санкциями, оттоком отечественного и иностранного капитала из страны и неадекватной требованиям времени экономической моделью развития России. Серьезное усиление геополитического и военного статуса России пока компенсирует экономического блока, но в дальнейшем это будет проявлять себя в все более негативном свете.

Стратегическое партнерство с КНР также имеет свои пределы, так само понятие стратегическое партнерство для современного Китая вообще неприемлемо. Государство ДжунГо (Срединное государство или Срединная империя) не рассматривало и рассматривает соседние страны и народы стратегическими партнерами, а только временными союзниками, причем не всегда равноправ-

ными. Считаем это политическое, экономическое и военное партнерство тактическим, со стороны Китая, до тех пор, пока он не укрепит свои позиции до уровня равного военно-геополитического потенциала США или близкое, для прямой конкуренции и противостояния (выделено автором). Российской стороне необходимо конкретно просчитывать не только позитивные перспективы, но и трудности, проблемы, которые возникнут при реализации Проектов, инициированных и продвигаемых китайской стороной.

Экономическое превосходство КНР в ближайшей перспективе дополнится военно-геополитическим превосходством и более высоким научным уровнем мирового лидерства. Расходы на науку и образование Китая, превосходящие российские в разы, уже дают свои первые плоды, а, в ближайшее время, покажут всему миру реальные научные успехи мирового уровня.

Россия заявляет об экономической, политической и научной заинтересованности в российско-монгольском сотрудничестве, но пока это несопоставимо с размерами китайско-монгольского экономического сотрудничества, китайских инвестиций и возможностей. Экономика Монголии все в большей степени попадает в зависимость от Китая. Полученные кредиты придется в недалеком будущем отдавать, найти других покупателей монгольского сырья пока не удается и цены на него держатся на низком уровне. Китайское руководство довольно жестко отреагировало на визит Далай-ламы в Монголию, а главное не выделило обещанный кредит в 4 млрд дол.

В целом, положение России и Монголии в треугольнике Россия-Монголия-Китай в некотором смысле довольно схожи, хотя и не идентичны и. По структуре своего экспорта в Китай они являются сырьевыми поставщиками для быстрорастущей экономики Китая, своеобразными придатками экономики или периферией китайской экономики, которая быстрыми темпами идет к мировому лидерству. Данное сотрудничество в большей степени отвечает национальным и экономическим интересам Китая, а не России и Монголии. Дальнейшее развитие в данном направлении будет иметь негативные последствия для экономик России и Монголии, особенно монгольской экономики, серьезно зависимой от КНР.

Монгольской экономике необходимо резко наращивать обрабатывающую промышленность, современные технологии в сельском хозяйстве, энергетике, связи. Предстоит создать и развивать еще один крупный город, чтобы разгрузить перенаселенность и экологическое неблагополучие монгольской столицы. Инвестирование прорывных монгольских технологий в отдельных сферах (медицина, альтернативная энергетика, электроника и т.п.) позволит использовать накопленный интеллектуальный потенциал монгольских ученых. Интенсивное развитие региональных экономических отношений Монголии с Бурятией, Тывой, Иркутской областью и Забайкальским краем позволит совместными усилиями интенсифицировать национальную экономику и сохранить независимость, повысить качество жизни населения Монголии.

Суходолов Александр Петрович - доктор экономических наук, профессор, ректор, Байкальский государственный университет, 664003, Российская Федерация, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected]

Кузьмин Юрий Васильевич - доктор исторических наук, профессор, кафедра мировой экономики и международного бизнеса, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].

Alexander P. Sukhodolov - D.Sc. in Economics, Professor, Rector, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, the Russian Federation, e-mail: [email protected].

Yuri V. Kuzmin - DSc in History, Professor, Department of World Economy and International Business, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation, e-mail: [email protected].

ГОУ ВПО «РЭА им. Г. В. Плеханова»

Кафедра мировой экономики

Контрольная работа

по дисциплине

«Мировая экономика»

«Анализ экономики Монголии»

Выполнила:

студентка 3 курса ФФ

группы 2308

Бухадеева Е.Б.

Проверил: К.э.н.

Автурханов Э.М.

Г. Москва

    Этапы экономического развития……………………………………………...3

    Тип экономического развития…………………………………………………5

    Уровень экономического развития……………………………………………6

    Социальная структура экономики………………………………………….....6

    Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП………………7

    Промышленность………………………………………………………………7

    Сельское хозяйство………………………………………………………….....9

    Минеральные ресурсы…………………………………………………………9

    Транспорт……………………………………………………………………...10

    Связь……………………………………………………………………….11

    Качество и использование рабочей силы……………………………….12

    Внешнеэкономические связи. Роль страны (региона) в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции ……………………………………………………………………………………12

    Прогноз и развитие экономических связей с Россией…………………13

    Прогноз социально-экономического развития страны (региона)……..16

Заключение………………………………………………………………………17

Список использованной литературы…………………………………………...18

Монголия – страна, не имеющая выхода к морю и находящаяся в Восточно-Центральной Азии, граничит с Россией на севере и Китаем на юге, западе и востоке. С площадью 1 564 116 км² и численностью населения около 2,9 млн. чел Монголия является страной, занимающей 19 место в мире по площади, но в тот же момент является одной из самых слабозаселенных стран. Около 20 % всего населения страны живут менее чем на 1,25$ в день.

Экономика Монголии традиционно основана на сельском хозяйстве и скотоводстве. Монголия также имеет обширные месторождения полезных ископаемых: меди, угля, молибдена, олова, вольфрама, золота, на разработку которых приходится большая часть промышленного производства.

  1. Этапы экономического развития

Коммунистическая эпоха. Страна зависела от СССР в плане топлива, лекарств, вспомогательного сырья для заводов и электростанций. Бывший СССР также являлся главным потребителем монгольской промышленности. В конце 1980 года, правительство приступило к улучшению связей с некоммунистической Азией и странами Запада, было положено начало туризму. Содействие СССР, около одной трети ВВП, 80% всех международных отношений, исчезло практически за одну ночь в 1990-91 годах в период распада Советского Союза (1985-1991). Монголия была в глубоком спаде, который был продлен (МНРП) нежеланием Монгольской народно-революционной партии провести серьезные экономические реформы.

Переход к рыночной экономике. В период между 1990 и 1993 годах, Монголия страдала от возросшей в трехмерном размере инфляции, роста безработицы, дефицита основных товаров и карточной системы. В течение этого периода, объем производства сократился на одну треть. После проведения реформ и перемены курса правительства к содействию частному предпринимательству, экономический рост снова начался в 1994-95 гг. К сожалению, поскольку этот рост был вызван в большей части перенасыщением банковских кредитов, особенно для оставшихся государственных предприятий, экономический рост сопровождался тяжелым ослаблением банковского сектора. ВВП вырос на 6% в 1995 году, в основном благодаря буму цен на медь.

Правительство DUC (Демократической союзной коалиции) в 1996-2000 годы начало курс к свободной рыночной экономике, ослаблению контроля над ценами, либерализацию внутренней и международной торговли, а также попыталось реструктурировать банковскую системы и энергетический сектор. Были проведены национальные программы приватизации, а также начался процесс привлечения прямых иностранных инвестиций в производстве нефти, кашемирных компаний и банков. Реформы, проведенные экс-коммунистической оппозицией МНРП и политическая нестабильность, связанная с постоянной сменой правительства, оставляли страну к кризису, пока не пришло к власте правительство ДСК Экономический рост продолжился в 1997-99 после остановки в 1996 году из-за серии стихийных бедствий и увеличение мировых цен на медь и кашемир. Государственные доходы и объемы экспорта, средний реальный экономический рост стабилизировался на уровне 3,5% в 1996-99 в связи с азиатским финансовым кризисом, финансовым кризисом 1998 г. в России и ухудшение ситуации на рынке сырья, особенно меди и золота. В августе и сентябре 1999 года, экономика страдала от временного запрета со стороны России на экспорт нефти и нефтепродуктов. Монголия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО) в 1997 году.

Настоящее время. Зависимость Монголии от торговых отношений с Китаем значит, что мировой финансовый кризис скажется на монгольской экономике, что характеризуется серьезной задержкой в росте темпов роста экономики. Тем не менее, пока все страны находятся в процессе посткризисного восстановления экономики, Монголия страдает от зуда зимой (мор скота от мороза) 2009-2010 годов, в результате чего наблюдается снижение численности скота, что серьезно сказывается на производстве кашемира, на долю которого приходится около 7% экспортных доходов страны.

По данным Всемирного банка и оценкам МВФ, реальный рост ВВП сократился с 8% до 2,7% в 2009 году, а экспорт сократился на 26% с $ 2,5 млрд. до $ 1,9 млрд. после многообещающего устойчивого роста до 2008 года. Из-за этого прогнозируется, что от 20000 до 40000 чел. (0,7% и 1,4% населения соответственно) погибнут из-за бедности, чего бы не было, если не кризис.

В конце 2009 и начале 2010 года, однако, рынок начал восстанавливаться вновь. Выявив проблемы и научившись от своих предыдущих экономических неудач, правительство проводит законодательную реформу и ужесточает фискальную политику, что предполагает развитие экономики только в положительную сторону. В феврале 2010 года иностранные активы были высчитаны в 1569449 млн. долл. США в настоящее время формируются новые торговые соглашения, и иностранные инвесторы пристально следят за"азиатским волком", условным названием монгольской экономики. Этот термин был придуман "Ренессанс Капитал" в докладе «Blue Sky Opportunity». Они заявляют, что Монголия может стать новым азиатским тигром или безостановочным «монгольским волком», как они предпочитают называть экономику Моноголии. Недавние события в горнодобывающей промышленности и количественный рост иностранных инвесторов, подтверждает, что «монгольский волк» готов к прыжку. Агрессивное название термина отражает возможности развития в рынке капитала, а также хорошие перспективы в отрасли минеральных ресурсов. У монгольской экономики есть шанс сохранить свой титул быстрорастущей и развивающейся экономики.